В этот день в 1914 году в Кливленде на перекрестке 105-й улицы и Эвклид авеню был установлен первый электрический светофор конструкции Джеймса Хогга. Вернее, он был не один, их было целых четыре. Система управления движением осуществлялась двумя цветами: зеленым и красным. Переключение сигнала сопровождалось характерным звуком зуммера. Правила движения были проще простого: повернуть направо можно в любое время при отсутствии помех, а налево — только на зелёный сигнал вокруг центра перекрёстка. При этом работу устройства могли контролировать пожарные и полицейские.

Однако светофоры существовали и до этого дня в разных городах. Так почему же праздник именно сегодня? Дело в том, что предшественники светофора конструкции Хогга были далеки от современного прообраза и не все получили патент.

В Лондоне в холодный зимний день 10 декабря 1868 года возле здания Британского парламента был установлен самый первый в истории светофор. Его придумал изобретатель Джон Пик Найт – специалист по железнодорожным семафорам. Принцип был тот же, что на железной дороге: ручное управление, две семафорные стрелки. Если стрелки были установлены горизонтально, то движение прекращалось. Если наклонены под углом в 45 градусов, то можно было осторожно трогаться. В ночное время включали вращающийся газовый фонарь, который светил то красным, то зеленым светом. На него в первую очередь ориентировались пешеходы: зеленый свет был для них, в то время как на красный повозки терпеливо ждали своей очереди. И все бы ничего, если бы не одно происшествие. 2 января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался, травмировав дежурного полицейского. С этого дня светофоры запретили.

Дальнейшее развитие истории светофора происходило уже в США. В 1910 году Эрнст Сиррин опробовал метод автоматического управления светофором. На автоматизированной коробке высвечивались надписи: «Stop» и «Proceed». А вот электрификация дошла до изобретения лишь через два года благодаря американцу Лестеру Вайеру. Он разработал светофор с двумя круглыми сигнальными лампочками традиционного красного и зеленого цвета. Однако на изобретение не был оформлен патент. С этим спустя несколько лет успешно справился Джеймс Хогг.

После того как светофор был запатентован и признан, изобретатели решили усовершенствовать придуманное. В 1920 году в изобретение добавили новый цвет. Несложно догадаться, что это был жизнерадостный желтый. Задача желтого сигнала заключалась в том, чтобы потянуть время, пока полицейский переключит обозначения. Авторами изобретения были американцы Уильям Потте и Джон Ф. Харрис. К тому же создатели сделали светофор четырехсторонним, чем упростили его применение.

Почему именно эти три цвета? Дело в том, что красный, желтый и зеленый хорошо воспринимаются человеческим зрением. Фактически наш глаз видит рассеиваемые волны: от длинноволнового красного до коротковолнового синего. В атмосфере короткие волны рассеиваются быстрее длинных. Именно поэтому сигнал «Стоп», который необходимо видеть заранее – красного цвета. С меньшего расстояния воспринимается зеленый и становится видным уже непосредственно тогда, когда человек приближается к объекту. Ну и, конечно, в работе с людьми нельзя обойтись без психологического аспекта. Красный для человека означает опасность. Зеленый – спокойствие. Желтый, вероятно, просто поднимет настроение, пока водители вынуждены подождать.

Автоматический светофор без участия полицейского появился в 1922 году. Угадайте где? Снова в Америке, в городе Хьюстон, штат Техас. Этот прибор даже показывал точное время до переключения сигнала. После этого в 1926 году осторожные англичане вернули светофоры в обиход. Первый светофор современного типа установили на площади Пикадилли, чтобы регулировать шумный лондонский поток автомобилей.

В России первый автоматизированный «регулировщик» появился в Ленинграде в январе 1930 года на пересечении Невского и Литейного проспектов. Чуть позже появился светофор и в Москве на пересечении Петровки и Кузнецкого моста. Следующим регулирующее изобретение установили в южном городе Ростове-на-Дону. Изначально светофор должен был загораться лишь одним цветом – красным. При использовании второго цвета начались вольности. В каждом городе цвета занимали разные позиции, где-то располагались сверху, где-то снизу. То же происходило с сигналами регулировщиков-милиционеров. Каждый город диктовал свои правила. Однако вскоре СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении, и все стало на свои места.

Современные светофоры – сложные, но незаменимые устройства. Дорожный поток настолько плотный и многочисленный, что контролируют его уже не люди, а вычислительные системы. Компьютер, встроенный в контроллер светофора, управляет синхронизацией, анализируя изменяющиеся условия движения. Задача – пропустить как можно больше транспортных средств с наименьшей задержкой. В больших городах для регулирования движения используются сложные автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУД). Детекторы и телекамеры собирают информацию о ситуации на дорогах, данные передаются в управление и обобщаются. После чего рассчитывается режим работы современного умного «регулировщика» с прежним винтажным названием «светофор».

Материал подготовлен по данным из открытых источников

Источники фото: Wikimedia Commons, spbdnevnik.ru