Корни этого праздника разнообразны. 2 февраля в Древнем Риме отмечался День ежа, в который делался метеорологический прогноз по поведению ежа, который просыпался и видел или не видел свою тень. У ранних христиан на это число традиционно выпадал «День свечей», когда священники благословляли и раздавали пастве свечи, освещавшие их дома темными зимними вечерами. В Германии оба этих праздника совместились, а когда немецкие поселенцы перенесли традицию в Пенсильванию, они заменили ежей на сурков, которые в изобилии водились в этих местах.
Лесной сурок (Marmota monax), обитающий в Северной Америке, весит пять-шесть килограммов и живет до шести лет. В спячку эти животные впадают поздней осенью; при этом температура их тела резко падает, а частота сердцебиения снижается от 80 до 5 ударов в минуту; за зиму сурок может потерять до 30% своих запасов жира. В феврале они действительно просыпаются и вылезают их своих нор, чтобы поискать пару (а вовсе не предсказать погоду), но затем обычно снова засыпают. Окончательно они выходят из спячки только в марте.
В известном фильме «День сурка», признанном лучшей кинокомедией 1993 года, действие происходит как раз в Пенсильвании, в городке Панксатони, где живет самый известный из сурков-предсказателей, по имени Фил. Фестиваль в его честь проводится уже свыше 120 лет и за это время сурки, игравшие роль Фила, конечно же, неоднократно менялись.
Сурки, живущие в Московском зоопарке сегодня едва ли проснутся: в средней полосе России весна наступает позже, чем в Пенсильвании. Но зато всегда можно еще раз пересмотреть старую добрую комедию с Биллом Мюрреем и Энди Макдауэлл.