В четырех километрах под водой и в радиусе ста километров – обломки станции «Мир» лежат в Тихом океане. 5000 километров до берега Южной Америки, 3500 до Новой Зеландии – закрытый для водных судов район, неформально: «Кладбище Космических Кораблей». Отдельные обломки – то, что не сгорело в атмосфере, - первой в истории многомодульной орбитальной станции, где 15 лет проводили космические эксперименты. Станцию «Мир» вывели на орбиту 35 лет назад - 20 февраля 1986 года.

Почти триста организаций и 20 министерств занимались постройкой станции. Ее готовили к запуску 10 лет – в 1976 году НПО «Энергия» предложило создать долговременную орбитальную станцию. За основу взяли «Салюты» - пилотируемые орбитальные станции, которые использовали с 1971 года: базовый блок станции «Мир» это «Салют – 8».

Схема станции "Мир" с пристыкованными модулями

Источник: Orionist / commons.wikimedia.org

Космический конструктор

За первые десять лет к базе «Мира» пристыковали 5 модулей и стыковочный отсек. Дополнительные модули несли оборудование и аппаратуру для исследований, возможности выхода в открытый космос, системы электропитания, двигатели ориентации для систем управления.

Первые модули назывались «Квант» и «Квант-2». Их отправили к станции в 1987 и 89-м годах. Затем, в 1990-м пристыковали «Кристалл» - для выполнения программы опытного производства полупроводниковых материалов и биопрепаратов, работ по совершенствованию космической техники, а также для обеспечения стыковки с кораблями «Буран» и «Союз ТМ». Исследовательский модуль «Спектр» был запущен в мае 1995-го: аппаратура для изучения природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса. Окончательно станцию собрали 26 апреля 1996 года, когда к «Миру» добавили пятый, последний модуль дооснащения – «Природа».

15 лет экспериментов

Станция работала с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года. За это время она приняла 28 комических экспедиций, всего 104 российских и зарубежных космонавта. При создании  космического комплекса удалось разработать 600 новых технологий, а исследователи на борту станции провели 16,5 тысяч экспериментов.

Станция была запущена в космос силами Советского Союза, но с 1995 года «Мир» стали посещать иностранные экипажи. В международных экспедициях принимали участие США, Франция, Германия, Сирия, Болгария, Афганистан, Япония, Великобритания, Австрия, Канада и Словакия.

Пошла на дно

В конце 1990-х годов на станции начали отказывать приборы и системы. К этому моменту станция находилась на орбите почти в три раза дольше, чем планировалось изначально – по советскому плану на смену станции должен был прийти более совершенный «Мир-2», впрочем, эти разговоры окончились с распадом СССР.

Правительство России приняло решение затопить станцию – основными причинами называли выработанный ресурс станции и ее дорогое обслуживание – порядка $200 млн в год. При этом были и проекты по восстановлению космического объекта и предложения по его полному обновлению, посредством замены всех модулей.

«Мир» затопили в Тихом океане 23 марта 2001 года. К этому моменту ей на смену уже пришла МКС – Международная Космическая Станция приняла первых космонавтов в конце 1998 года.

Фото на странице: mode1ist / ru.123rf.com