15 апреля по инициативе общественных природоохранных организаций в России ежегодно проходит День экологических знаний. Он дает старт общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», проводимой по постановлению Правительства РФ от 11 июня 1996 г. Акция завершается 5 июня во Всемирный день охраны окружающей среды.
С сегодняшнего дня в различных субъектах Российской Федерации начинают проводить экологические акции с целью экологического образования и воспитания населения, пропаганды здорового образа жизни, повышения экологической безопасности на предприятиях промышленности, жилищно-коммунальной сферы, сельского хозяйства и др. Граждан страны приглашают принять активное участие в благоустройстве и озеленении территорий, очистке берегов и рек от мусора, а также посетить эколого-просветительские лекции и семинары.
О том, почему необходимо экологическое просвещение, нам рассказал член-корреспондент РАН Сергей Михайлович Семенов, научный руководитель Института глобального климата и экологии им. акад. Ю.А. Израэля, главный научный сотрудник Института географии РАН, вице-председатель Рабочей группы II Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК):
«Я считаю, что просвещение —нужная и полезная вещь. А экологическое и климатическое просвещение необходимо еще и потому, что оно не только положительно сказывается на жизни носителя знаний, но и способствует улучшению качества жизни множества других людей. Так, человек, обладающий экологическими знаниями, будет более правильно взаимодействовать с природой, в том числе в лесу. Например, лесные пожары, которые нам хорошо известны и о которых многие из нас печалятся, строго привязаны к сезону шашлыков. Как только начинается сезон шашлыков, начинаются лесные пожары. Это происходит потому, что люди неверно ведут себя в лесу. Правильное “экологическое” поведение позволит не только снизить риск возникновения лесных пожаров, но и во многих случаях сохранит жизнь и здоровье людей, обезопасит экосистемы от рисков, связанных с поведением человека».
Помимо лесных пожаров, действия человека могут привести и к более глобальным вызовам для экологов, политиков и всех людей в целом — таким, как глобальное потепление. В ходе работы над Шестым оценочным докладом МГЭИК определила, что климат Земли по сравнению с доиндустриальным состоянием (1850–1900) меняется в основном потому, что во время хозяйственной деятельности мы насыщаем атмосферу углекислым газом, метаном, закисью азота и другими парниковыми газами, а также аэрозолями. В настоящее время приземный климат планеты стал теплее на 1,1° C, и произошло это преимущественно за счет антропогенных, а не естественных причин. Научные оценки показывают, что если мировое хозяйство продолжит ежегодно выбрасывать в атмосферу такое же количество парниковых газов, что и сейчас, то климат уже в нашем веке станет теплее более чем на 1,5–2° C. Подробнее о наблюдаемых изменениях климата и его возможных последствиях мы рассказывали ранее в интервью.
Одно из возможных решений по снижению антропогенной нагрузки на планету — внедрение низкоэмиссионных технологий и энергоэффективность. К этому стремятся, в частности, правительства стран, подписавших Парижское соглашение. Но определенный вклад в сдерживание глобального потепления может внести любой житель планеты. Для того чтобы понимать, почему это важно, нужно иметь хотя бы базовые представления о климате и механизмах его формирования. Поэтому, как считает С.М. Семенов, в разумных пределах экологическое и климатическое образование в школе просто необходимо.
Помимо школьной программы и внеклассных часов, расширению экологических знаний способствует и самообразование, но для этого нужно обращаться к проверенным источникам. С.М. Семенов отметил, что правильное мнение у человека может формироваться только на основе знаний. Однако, по его личным наблюдениям, многие представления о климате у представителей общественности, в том числе у многих журналистов, часто ошибочны.
Один из проверенных источников климатических знаний — научные доклады МГЭИК. За распространение их выводов и заключений ответственна специальная группа сотрудников. «В секретариате МГЭИК, расположенном в здании Всемирной метеорологической организации в Женеве и состоящем примерно из 15 человек, есть несколько сотрудников, занимающихся просветительской деятельностью. Информацию, собранную в научных докладах МГЭИК, они отправляют в правительства стран мира, национальные исследовательские сообщества, общественные организации и профильные международные организации. Важное условие: информация, содержащаяся в научном докладе, распространяется исключительно после утверждения доклада сессией МГЭИК, так как до этого она под эмбарго», — отметил С.М. Семенов.
Подробнее в видео:
Фото на главной странице: 123rf