Первые аппараты для киносъемки разрабатывались еще в конце XIX века, но именно «Синематограф» братьев Луи и Огюста Люмьеров (изобретенный, кстати сказать, главным механиком их студии Шарлем Муассоном) произвел настоящую революцию. Его презентация, состоявшаяся 13 февраля 1895 года, стала точкой отсчета в истории кино как индустрии — той самой «фабрики грез», которая и сегодня не сдает свои позиции в наших сердцах под натиском интернета.
«Синематограф», в отличие от конкурирующих устройств, был удобным и простым в использовании — по тем временам, конечно. Кроме того, он был универсальным: позволял как снимать фильмы, так и показывать их. Например, в лаборатории Эдисона для этого чуть раньше разработали два устройства: «Кинетоскоп» и «Кинетограф». Льмьер признавали, что использовали наработки коллег, но существенно их усовершенствовали.
В основу «Синематографа» был положен грейферный механизм, преобразовывающий кручение ручки киноаппарата в протягивание пленки скачками. Оптимальная частота смены кадров была установлена уже тогда — 24 кадра в секунду — и с тех пор остается стандартной (а рассказы о магическом «25-м кадре», кстати сказать, не подтверждаются научными исследованиями).
После презентации аппарата, у братьев Люмьер ушел еще почти год на получение патента и съемки. Только после этого на экраны вышел самый известный первый фильм — конечно, «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Его продолжительность составляла всего 48 секунд. Вообще же первые фильмы, снятые с помощью «Синематографа», продолжались не более двух минут: на больше попросту не хватало заряда пленки.