Более 30 лет во всем мире ежегодно 1 октября отмечается День пожилых людей. Он призван обратить внимание общества на старшее поколение и их трудности. Тематическую дату учредила Генеральная Ассамблея ООН под изначальным названием «Международный день престарелых» в декабре 1990 г. Впервые он прошел в 1991 г.

По данным ООН, за 60 лет, с 1950 г. до 2010 г., ожидаемая продолжительность жизни в мире увеличилась с 46 до 68 лет. Прогнозы говорят, что к концу века она вырастет до 81 года. В мире живет около 1 млрд человек старше 60 лет, а до 2030 г. их может стать немногим меньше 1,5 млрд.

Поворотным моментом в решении проблем старения в ХХI в. стало принятие Мадридского плана действий в 2002 г. Этот план предполагал такие приоритетные направления, как активное участие пожилых людей в жизни общества, обеспечение здравоохранения и благосостояния в пожилом возрасте, содействие созданию благоприятных условий для их социального развития.

Наука, изучающая биологические, социологические и психологические черты процесса старения, называется геронтологией. Она плотно связана с медициной, а одна из ее ведущих задач — поиск факторов, вызывающих старение. В исследованиях ученые анализируют изменения на уровне клеток и молекул, а также протекание нервных процессов в организме пожилых людей.

«Важно понимать, что сама по себе таблетка никого не спасет. Это прежде всего образ жизни. И даже считается, что зависимость длительности жизни от генетики — примерно 30%, а 70% — это образ жизни. Поэтому длительность жизни — в руках каждого человека. Знаете, как я люблю говорить: ”Каждый сам себе врач”. Никакая поликлиника, никакая больница за вами бегать не будут. Человек, в первую очередь, нужен сам себе», — рассказывал в интервью «Научной России» вице-президент Геронтологического общества при РАН В.Х. Хавинсон.

Процессы старения происходят сразу на нескольких уровнях: это биологическое, физическое, психологическое и социальное состояния. С возрастом у клеток сокращается способность к самовоспроизведению, снижается эффективность дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Происходят изменения в кратковременной памяти и скорости обработки информации.

Социальный аспект старения отражается в смене ролей, происходящих в период жизни: работник — пенсионер, ребенок — родитель. Из-за многоуровневости процесса старения в его изучении участвуют различные научные дисциплины. Среди фундаментальных наук, привлеченных к пониманию процесса, отмечают биохимию, молекулярную биологию, генетику, иммунологию. Свой вклад делают антропологи и экономисты, социологи и историки, философы и искусствоведы.

Знания, полученные в результате изучения процессов старения, не только помогают повышать качество жизни пожилых людей, но и дают возможность лучше понимать общее состояние человека.

Источник изображения: Sven Mieke on Unsplash