Уже 30 лет во всем мире ежегодно, 1 октября, отмечается День пожилых людей. Он призван обратить внимание на старшее поколение и их трудности.

Тематическую дату учредила Генеральная Ассамблея ООН под изначальным названием «Международный день престарелых» в декабре 1990-го. Впервые он прошел в 1991 году.

По данным ООН, за 60 лет, с 1950-го до 2010-го, ожидаемая продолжительность жизни в мире увеличилась с 46 до 68 лет. Прогнозы говорят, что к концу века она увеличится до 81 года. В мире живет около миллиарда человек старше 60 лет, а до 2030-го года их может стать немногим меньше полутора миллиарда.

Поворотным моментом в решении проблем старения в ХХI веке стало принятие Мадридского плана действий в 2002 году. Этот план предполагал такие приоритетные направления, как активное участие пожилых людей в жизни общества, обеспечение здравоохранения и благосостояния в пожилом возрасте, содействие созданию благоприятных условий для их социального развития.

Наука, которая изучает биологические, социологические и психологические черты процесса старения называется геронтология. Она плотно связана с медициной, а одна из ведущих задач – поиск факторов, которые вызывают старение. В исследованиях ученые изучают изменения на уровне клеток и молекул, протекания нервных процессов в организме пожилых людей.

Процессы старения происходят сразу на нескольких уровнях: это биологическое, физическое, психологическое и социальное состояния. С возрастом у клеток сокращается способность к самовоспроизведению, снижается эффективность дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Происходят изменения в кратковременной памяти и скорости обработки информации.

Социальный аспект старения отражается в смене ролей, происходящих в период жизни: работник-пенсионер, ребенок-родитель. Из-за многоуровневости процесса старения его изучение сочетает различные научные дисциплины. Среди фундаментальных наук, которые привлечены к пониманию процесса, отмечают биохимию, молекулярную биологию, генетику, иммунологию. Свой вклад делают и антропологи, и экономисты, социологи и историки, философы и искусствоведы.

Знания, которые собираются в результате изучения процессов старения, помогают не только повышать качество жизни пожилых людей, но и дают возможность лучше понимать общее состояние человека.

Фото на главной странице: sempravo.com, mirkosmosa.ru