На выставке «Систематизм как формула открытия» научное и творческое сошлись буквально вплотную: хранящиеся в архиве Академии наук рисунки и чертежи выдающихся ученых, — Вернадского, Циолковского, Комарова, Шухова, Кольцова, — помещенные непосредственно под картинами, образуют с картинами удивительные изобразительные «рифмы». Или «системы», ибо систематизм, — недавно возникший род современного искусства, относящийся к виду science art, — рассматривает весь мир, от живых организмов до сложнейших конструкций, как состоящий из систем.

В помещении, где проходит выставка, испытываешь удивительное ощущение покоя, какой-то «правильности», умиротворенности, порядка. Здесь нет случайных цветовых пятен, неровных линий, искаженных фигур — своей выверенностью, симметрией и пропорциональностью развешанные по стенам картины напоминают скорее технические чертежи, чем произведения актуального искусства. И в то же время от них трудно оторвать взгляд — очень уж гармоничны сочетания черного, серебряного и золотого, бесконечно рифмующиеся и повторяющие друг друга треугольники, круги и спирали. Это, как сказал на открытии выставки руководитель музейно-выставочного центра архива РАН Александр Генрихович Толстиков, «настоящая высокая эстетика, но не снобистская, а такая, которая идет к человеку, позволяет одновременно почувствовать себя умным и почувствовать себя уютно».

Это — систематизм, очень еще молодое направление современного искусства, разработанное в двухтысячных годах художниками Андреем Верещагиным и Дмитрием Гаевым-Орловым в русле так называемого science art («научного искусства», если переводить дословно). Философия, лежащая в основе систематизма, очень проста и изящна: весь мир, от живых организмов до сложнейших конструкций, состоит из систем. «Чтобы писать музыку, используется система нот, чтобы писать книги — алфавит, система букв, — пояснил Дмитрий Гаев-Орлов. — Даже каждый человек представляет собой систематизм во плоти, ведь у каждого из нас есть кровеносная, пищеварительная, нервная, опорно-двигательная и прочие системы».

Концепция систематизма во многом выросла из идей нобелевского лауреата Ильи Пригожина о самоорганизации в природе, с одной стороны, — и находок художников-конструктивистов, с другой. В некотором смысле Андрей Верещагин и Дмитрий Гаев-Орлов буквально «через столетие» приняли эстафету от русских авангардистов начала XX века. «В двадцатые годы прошлого века в России  художественная традиция авангарда была искусственно прервана, — отметила на открытии экспозиции куратор выставки, руководитель музейной группы архива Наталья Платоновна Рыбкина. — научная же традиция продолжала развиваться. Наука шла к освоению атомной энергии, космоса и микромира — а искусство вернулось к формам реализма и натурализма, которые были освоены еще в Ренессансе».

Сейчас же, по мнению организаторов выставки, пришло время восстановить связь времен, и вполне возможно, что сделать это удастся именно систематизму. «Искусство долгое время развивалось от простого к сложному, а потом — от сложного к уже осмысленному упрощению, — разъяснил Андрей Верещагин. — Люди хотят мыслить четко, ясно, хотят понимать основы мироздания. И систематизм наглядно показывает эти основы при помощи геометрии».

Неудивительно, что систематизм заинтересовал Российскую академию наук — ведь ученым в силу рода занятий близко само понятие системы и кто, как не они, способны увидеть систему во всем, что нас окружает? Быть может, систематизм станет первым мостиком, который объединит науку и искусство — тем более, что на открытии выставки немало было сказано об их давно уже начавшемся сближении. «Обычно ученые ходят в галереи, к художникам, чтобы познакомиться с их творчеством, — сказал заместитель президента РАН Владимир Викторович Иванов. — Сегодня же мы впервые видим художественную выставку на территории архива РАН. И это, как мне кажется, начало чего-то нового. Если мы вспомним прошлый век, он был веком технократии. Прошли годы, все стало меняться — и сейчас мы видим, что наш мир не такой уж технократичный, гуманитарные науки выходят на первый план. Сейчас мы воочию наблюдаем сближение  физики и лирики, техники и искусства. Наверное, в этом будущее человечества».

На выставке «Систематизм как формула открытия» научное и творческое сошлись буквально вплотную — важную часть экспозиции составили хранящиеся в архиве академии наук рисунки и чертежи выдающихся ученых: Вернадского, Циолковского, Комарова, Шухова, Кольцова. Представленные на стендах непосредственно под картинами, эти материалы образуют с ними удивительные изобразительные «рифмы». Или, возвращаясь к основной теме выставки — системы.

Как сказала, открывая выставку, заместитель директора архива Ирина Николаевна Ильина, «единство науки и искусства сегодня, кажется, не вызывает ни у кого сомнений. В фондах нашего архива, в документах ведущих ученых находит отражение тот факт, что человек науки обязательно должен быть человеком творческим».

Кстати, все посетители смогут принять участие в создании нового произведения-абстракции, отправив «в вечность» свое послание в виде цвета и слова.

Экспозиция будет открыта до 20 октября в помещении Архива РАН по адресу ул. Новочеремушкинская, д.34 (станция метро «Профсоюзная»).