1 июня президент Академии наук Александр Сергеев вручил дипломы 114 новым профессорам РАН, избранным в марте этого года. Какие задачи стоят перед новыми членами Академии, что особенно важно в их работе – обсудили на торжественной встрече.
Выборы в корпус профессоров Академии наук, которые прошли 28 марта, – это своего рода «вторая волна». Она позволила обновить состав корпуса, который сформировался несколько раньше: полтора года назад было избрано около 500 его представителей. Из этих "первоначальных членов" около 100 уже стали членами-корреспондентами РАН, и некоторые профессорские места остались вакантными. Как отметил Александр Сергеев, вторые выборы существенно отличались от первых: и вакансий было меньше, и конкурс был очень серьезный: почти восемь человек на место. Всего было заявлено 817 кандидатов от разных тематических (не региональных) отделений Академии – из них было выбрано 114 человек. Полный список молодых профессоров, которые восполнят «пробелы» в профессорском составе, можно посмотреть на сайте: https://prof-ras-elections-2018.ru/choosen.
– Это [конкурс – прим. НР] показало, что звание профессора РАН ценится высоко, – отметил президент РАН Александр Сергеев. – Мы убедились, что институт профессоров РАН – действительно важная и престижная часть Академии наук.
Новый статус – новые задачи. Торжественное вручение дипломов плавно превратилось в почти рабочую сессию, на которой молодые профессора вместе с президентом Академии наук, представителями президиума РАН и председателем Координационного совета профессоров Александром Лутовиновым обсудили, каким хотелось бы видеть сотрудничество между профессорским составом Академии и РАН, и наметили основные направления деятельности.
Один из векторов – работа в рамках стратегии научно-технологического развития России. Главной движущей силой этой стратегии является Академия наук, при ней создано семь советов по семи направлениям, отмеченным в стратегии, – эти комиссии выбирают наиболее перспективные проекты для страны. Новые профессора могли бы принять участие в этом важном деле и свежим взглядом оценить, какие программы стоит реализовать в первую очередь. Кроме того, Александр Сергеев предложил создать своего рода «молодую фракцию» в научных, межведомственных советах и советах функционального характера Академии, которыми руководят старшие коллеги.
Другое направление связано с крупными проектами, которые объединяют несколько дисциплин. Как пример – роботизация медицины, область, которая объединяет и медиков, и физиков, и ученых, специализирующихся на информационных технологиях. Это направление – одно из самых перспективных в мире, но в России пока развивается медленно. Крупные проекты не обязательно связаны только с техническими и естественно-научными дисциплинами – эта история также и про гуманитарные науки. Глобальным проектом можно назвать археологические поиски артефактов в Крыму на территории, где сейчас растянулся Керченский мост. Строительство моста ускорило эту работу, так как после его установки места, богатые историей, будут труднодоступными. Подобные проекты должны проходить, однако, не только с помощью внешних «катализаторов».
Для выполнения этой задачи необходимо правильно организовать инфраструктуру контактов рабочих групп профессоров РАН. На это особое внимание обратил в своем выступлении Кирилл Зыков, член Координационного совета профессоров РАН, доктор медицинских наук, заведующий лабораторией пульмонологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова.
Одной из самых обсуждаемых тем стала просветительская деятельность, которая включает в себя популяризацию научных знаний и повышение престижа научного труда. Что касается первого аспекта, то президент РАН отметил, что в современных условиях непрекращающегося информационного потока, перед научным сообществом стоит задача доносить до людей достоверную информацию и препятствовать распространению лженаучных знаний. Эту же цель должна преследовать и Академия, и все ее представители. Александр Сергеев предложил новым профессорам подумать о том, как организовать работу по такому информированию, и о том, как можно рекламировать достижения в первую очередь российской науки.
На заседании отметили, что профессия ученого, научного сотрудника мало привлекает сегодня молодых людей. Исправить это положение можно (и необходимо) с помощью «хождения в народ» – вернее, «хождения» в школы, в университеты. Молодые профессора могут стать отличным примером для юношей и девушек, которым еще только предстоит выбрать профессию. Профессора, академики в возрасте не являются для школьников и студентов «маяком», который может их привлечь в науку, а «вы являетесь маяками, вы молодые, активные, сильные – и со званием теперь», – обратился к новым профессорам Президент РАН. Сергей Люлин, директор Института высокомолекулярных соединений РАН, привел пример, как в Санкт-Петербурге повышают интерес к науке. Институт участвовал в Ночи музеев – ежегодном культурном мероприятии: очередь перед институтом не убавлялась всю ночь, всего на экскурсию в научное заведение пришло около 3000 посетителей.
Отдельно на встрече подняли вопрос о науке в регионах. Ее необходимо сохранить, уверены профессора и академики. Какие-то регионы даже должны стать центром определенных проектов, это позволит предотвратить утечку лучших умов с «периферии» в центральную часть страны.
В 2024 году Академия будет отмечать свое трехсотлетие, подойдет время итогов за последние годы ее деятельности. К этому моменту, который на самом деле ближе, чем кажется, главное научное учреждение страны должно «привести себя в форму», как отметили на заседании. Во многом это может произойти благодаря молодому составу профессоров.
– Будущее принадлежит вам, [и оно зависит от того] как вы сейчас все спланируете, как вы сейчас встанете на [заданную] траекторию. Через определенное время вы будете хозяевами положения, – подчеркнул Александр Сергеев.