Большинство древних организмов, пойманные в янтарную «ловушку», обитали в лесу. Очень редко можно найти морскую жизнь в янтаре. Тем не менее, международная команда ученых во главе с профессором Ванг Бо из Нанкинского института геологии и палеонтологии сообщила в журнале PNAS о первом известном аммоните, сохранившемся в янтаре. Очевидно, аммонит попал в смолу уже мертвым, говорится на сайте Китайской академии наук.

Аммонит – это подкласс вымерших головоногих моллюсков, которые обитали на Земли с девона (начался примерно 420 миллионов лет назад) по мел (закончился 66 миллионов лет назад). У большинства из этих морских животных была наружная спиралевидная раковина. Ученые установили, что обнаруженный в янтаре аммонит относится к роду Puzosia (Bhimaites), диаметр его раковины составлял всего 1,2 сантиметра.

Янтарь был найден северной части Мьянмы. Его возраст оценивается в 99 миллионов лет. Кусочек застывшей смолы небольшой по размеру: длиной 33 мм, шириной 9,5 мм, высотой 29 мм и весом всего 6,08 граммов. Но в этом маленьком кусочке застала не одна жизнь: помимо аммонита, в янтаре были найдены разнообразные организмы, которые и сегодня живут на суше или в море. В общей сложности в янтаре сохранились останки 40 организмов.

Из представителей наземной фауны, найденной в янтаре, клещи являются наиболее многочисленными. Также присутствуют пауки, многоножки, тараканы, жуки, мухи и осы, большинство из которых жили бы на лесной подстилке. А из морских организмов, помимо самого аммонита, присутствуют морские улитки и морские жуки.

Вопрос, который заинтриговал ученых: как же аммонит, обитающий в морской среде, оказался в куске янтаря, который также «замуровал» и сухопутных животных? Морские улитки и сам аммонит могут дать подсказку.

Раковины улиток и моллюска оказались пустыми, без мягких тканей, поэтому организмы были давно мертвы к тому времени, когда их поглотила смола. Внешняя оболочка аммонита разорвана, а вход в оболочку полон песка. В самом янтаре также содержатся песчинки.

Вероятно, 99 миллионов лет назад дело обстояло так. Песчаный пляж, покрытый ракушками, был расположен вблизи деревьев, из которых вытекает смола. Летающие насекомые были пойманы в ловушку из смолы, пока она еще была на дереве. Когда же вещество стекало по стволу дерева, оно захватывало организмы, которые жили у подножия дерева. Достигнув пляжа, смола протекла и по ракушкам, сохранив в общей «клетке» разнообразных представителей древнего мира.

[Фото: NIGPAS]