Новости науки на портале «Научная Россия»

Ученым, возможно, впервые удалось зафиксировать рождение черной дыры или нейтронной звезды

Астрономы, возможно, впервые стали свидетелями момента превращения сверхновой в черную дыру или нейтронную звезду в галактике CGCG 137-068.

Астрономы, возможно, впервые стали свидетелями момента превращения сверхновой в черную дыру или нейтронную звезду в галактике CGCG 137-068, сообщается на официальном сайте NASA. Также есть предположение, что яркая вспышка в галактике была не вызвана взрывом сверхновой, а стала результатом «обеда» черной звезды, уничтожающей расположенную рядом звезду. Исследователи представили свои гипотезы на 233-м заседании Американского астрономического общества в Сиэтле.

16 июня 2018 года в ночном небе появилась короткая и необычная вспышка, озадачившая астрономов и астрофизиков. Событие получило название AT2018cow. Такое имя было сгенерировано компьютером, последние буквы были выбраны случайно, но сложились в английское слово «cow», что в переводе означает «корова». Прозвище прочно закрепилось за необычной вспышкой в научном сообществе.

Вспышка, обнаруженная в июне, отличается от любого небесного взрыва, когда-либо наблюдавшегося ранее. Она была по крайней мере в 10 раз ярче, чем типичный взрыв сверхновой. Это необычное событие произошло внутри или вблизи звездообразующей галактики, известной как CGCG 137-068, расположенной на расстоянии около 200 миллионов световых лет в созвездии Геркулеса. Впервые «Корова» была обнаружена с помощью наземных телескопов ATLAS (Asteroid Terrestrial-impact Last Alert System), расположенных на Гавайях.

Одно из возможных объяснений происхождения «Коровы» состоит в том, что черная дыра буквально «разорвала» проходящую мимо звезду на части. Подобно тому, как гравитация Луны воздействует на земную биосферу, влияя на морские приливы и отливы, черная дыра оказывает похожее, но более мощное воздействие на приближающуюся звезду, в конечном итоге разбивая ее на поток газа. Хвост газового потока выбрасывается из системы, а из других остатков вокруг черной дыры образуется движущийся диск. Во время этого процесса высвобождается большое количество энергии.

Другая группа ученых смогла собрать данные о «Корове» в еще более широком диапазоне длин волн, от радиоволн до гамма-лучей. Основываясь на этих наблюдениях, команда предполагает, что источником яркой вспышки может быть сверхновая. Когда массивная звезда умирает, она взрывается как сверхновая – в результате образуется либо черная дыра, либо невероятно плотный объект, нейтронная звезда.

«Мы думаем, что это был особый случай и что мы, возможно, впервые наблюдали создание плотного [космического] тела в режиме реального времени», – цитирует NASA Рафаэллу Маргутти (Raffaella Margutti), астрофизика из Северо-западного университета, ведущего автора исследования о «Корове».

[Фото: Sloan Digital Sky Survey / NASA]