Ученые подтвердили, что паузы после тренировки особенно важны для обучения двигательным практикам, - пишет eurekalert.org.

Есть много навыков, которые мы применяем автоматически каждый день, не задумываясь, как мы это делаем: взаимодействуем со смартфоном, набираем текст на клавиатуре, катаемся на велосипеде. Но они были приобретены через практику повторений. Обучение новым двигательным навыкам происходит как во время активной практики новых процессов, так и во время перерывов между учебными занятиями. То, что было изучено, укрепляется в мозге, так что его можно лучше запомнить и выполнить позже. В совместном исследовании Йост-Джулиан Румпф с кафедры неврологии Лейпцигского университета и Геза Хартвигсен из Институт Макса Планка по когнитивным и мозговым наукам в Лейпциге предполагают, что процесс начинается во время кратковременных перерывов в практике. Кроме того, процесс запоминания можно улучшить с помощью стимуляции мозга.

Когда именно мозг «запоминает» недавно выученную моторную последовательность? Ранее предполагалось, что стабилизация выученных двигательных процессов начинается после того, как упражнение будет завершено, а затем длится несколько часов. Однако недавняя работа показывает, что даже короткие перерывы в тренировочных сессиях формируют последующие воспоминания. «Мы хотели понять, насколько уместна так называемая консолидация и сохранение воспоминаний в этих коротких паузах во время практики для последующего вспоминания, спустя несколько часов, и можем ли мы повлиять на эти процессы с помощью стимуляции мозга», - сказал первый автор Йост-Джулиан Румпф.

К участию в исследовании были приглашены здоровые участники. Они должны были набрать простую последовательность цифр на клавиатуре как можно быстрее и точнее. Во время практики после определенного количества испытаний были короткие паузы, во время которых участники получали магнитную стимуляцию мозга. Ученые задавались вопросом: что происходит в мозгу во время паузы - может ли быть так, что он обучается в этот момент?

«Идея заключалась в том, чтобы использовать магнитную стимуляцию для специфического воздействия на моторную кору во время коротких перерывов между отдельными тренировочными периодами», - сообщает Геза Хартвигсен. Оказалось, что стимуляция головного мозга во время коротких перерывов улучшала запоминание выученной последовательности чисел, когда участники тестировались шесть часов спустя. Хотя участники перестали практиковать, мозг обрабатывал последовательности очень эффективно, создавая более сильный ментальный след.

Исследователи также смогли наблюдать так называемый «эффект передачи» от обученной руки к другой руке. «Если мы стимулировали мозг в перерывах между короткими последовательностями упражнений, тренированную последовательность можно было лучше вспомнить не только тренированной рукой, но и другой рукой», - говорит ученый.

Далее исследователи хотят изучать эффекты своего подхода к стимуляции у пожилых людей, которые, по сравнению с более молодыми людьми, часто имеют ограничения в консолидации памяти после моторного обучения и могут в долгосрочной перспективе получить значительную пользу от стимуляции.

[Фото: eurekalert.org]