Сегодня для монтажа электрической сети авиационной и космической техники применяют медные провода – их существенный недостаток — это высокая плотность металла. Алюминий выгодно отличается меньшей плотностью: 2.69 г/см3 против 8.92 г/см3 у меди, но ему не достаёт термостойкости, прочности и ряда других свойств. Недостатки устранили учёные НИУ «БелГУ». Они разработали модифицированный алюминиевый сплав, провода из которого снизят эксплуатационные затраты до 80 процентов в авиационной и космической промышленности.
Провода из нового алюминиевого сплава прочнее, обладают большей электропроводностью и термостабильностью, лучше переносят окисление, агрессивные среды и условия открытого космоса. Благодаря замене медных проводов на алюминиевые можно облегчить вес бортовой электрической сети. Протяженность проводов в современной авиационной и космической техники превышает несколько километров.
«Мы планируем разработать новые принципы легирования электропроводных алюмо-циркониевых сплавов молибденом и/или другими редкоземельными элементами и апробировать способ повышения прочности заготовки за счет литья с высокой скоростью кристаллизации и термомеханической обработки, которая включает в себя прокатку и последующую термическую обработку. Проведенные исследования показали, что столь сложное микролегирование позволит обеспечить высокую термическую стабильность проводов, к которым выдвигаются высокие требования производителями современной авиационной техники», – рассказал директор ЦКП «Технологии и Материалы НИУ «БелГУ» Дамир Тагиров.
Пока изготовлены экспериментальные образцы литых заготовок новых модифицированных алюмо-циркониевых сплавов для проведения дальнейших испытаний.
Иллюстрация: olegdudko / ru.123rf.com