Международная группа исследователей из США, Германии, Дании, Кении и Канады, в которую входила и Сьюзан Альбертс (Susan Alberts) из университета Дьюка (США), проанализировали сведения о рождаемости и смертности более миллиона человек во всем мире, начиная с XVIII века до настоящего времени. Ученые также сопоставили их с данными о продолжительности жизни некоторых видов приматов и пришли к выводу, что люди за последние двести лет произвели небывалый скачок по продолжительности жизни среди родственных видов, однако по неясной причине дамы во всех популяциях в среднем живут дольше кавалеров. О результатах исследования рассказывает пресс-релиз университета Дьюка.

Материалы масштабного исследования включали данные людей из таких стран как Швеция и Япония, рожденных как в доиндустриальную, так и в постиндустриальную эпохи, а также современных охотников-собирателей, которые обеспечивают примерное понимание того, как долго люди могли бы жить без супермаркетов и современной медицины.

Исследователи сопоставили эту информацию с аналогичными данными для шести видов диких приматов — лемуров, обезьян, капуцинов, павианов, шимпанзе и горилл — за которыми наблюдали непрерывно в течение трех-пяти лет.

Сравнительный анализ показал, что люди за последние два столетия сделали колоссальный скачок по части продолжительности жизни, какой никогда не наблюдался в генеалогическом древе приматов. В частности, граждане стран-долгожителей в среднем живут сейчас лет на 40–50 дольше, чем в обществах современных им охотников-собирателей Танзании и Парагвая.

Одним из показателей эффективности здравоохранения становится уровень детской смертности, который в развитых странах (опять же, Швеции и Японии) сегодня составляет всего лишь 3 из 1000 случаев. Поразительно, что два века назад эта цифра была в 40 с лишним раз больше и до сих пор остается высокой среди охотников-собирателей и диких приматов.

Ученые были также удивлены, обнаружив, что мужчины по средней продолжительности жизни до сих пор отстают от женщин. К примеру, девочка родившаяся в Швеции в начале 1800-х годов, могла надеяться, что переживет своих сверстников мужского пола в среднем на три-четыре года. Двести лет спустя, несмотря на то, что шведы с тех пор добавили к средней продолжительности жизни 45 лет, дистанция, разделяющая полы, практически не изменилась.

Аналогичный гендерный разрыв наблюдается и у других приматов, что заставило одних исследователей задуматься о гендерных особенностях, кроющихся в генах. Они полагают, что приматы мужского пола, которые несут только одну копию Х-хромосомы, по сравнению с двумя копиями у женщин, и по этой причине могут быть более подвержены генетическим проблемам.

По словам Сьюзан Албертс, другая может состоять в том, что гендерные различия предопределяют в целом более рискованное поведение и образ жизни мужчин, что влияет на продолжительность их жизни даже во время эффективного лечения многих инфекционных и хронических заболеваний.

К слову, ранее портал Научная Россия писал о том, что ученые установили естественный предел продолжительности человеческой жизни.