Как известно, современные представления о движении тел восходят к Галилео Галилею и Исааку Ньютону. 5 июля 1687 года в свет вышел главный, фундаментальный труд Ньютона под названием «Математические начала натуральной философии». В этой работе ученый сформулировал закон всемирного тяготения и три закона движения, ставшие основой классической механики (законы Ньютона). На момент публикации Ньютону было 44 года.

«Математические начала» по праву считаются одной из важнейших работ по физике за всю историю человечества. Новый подход Ньютона впервые позволил объяснить, как с учетом силы тяготения планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам. Ученый считал, что физические законы справедливы для всего, что есть во Вселенной. Ньютон описал, как движение тела меняется под воздействием силы тяготения. Гораздо позднее Эйнштейн усовершенствовал это знание и показал, что на движения планет влияет не какая-то конкретная сила, а искривление пространства-времени.

Благодаря Ньютону, движения тел на Земле и в космосе удалось объяснить как результат одних и тех же законов, что стало рождением новой физики и астрономии. Свое влияние ученый оказал и на химию: его идея о притяжении как основе химического сродства определила развитие теоретической мысли в этой науке. «Ньютонианцем» в области химии был и Дмитрий Иванович Менделеев, что особенно ясно выражено в его «Двух лондонских чтениях», писал советский физик С.И. Вавилов.

Новый подход Ньютона кардинально и навсегда изменил мировую научную парадигму.

«Ходит легенда, что Исааку Ньютону на голову упало яблоко, но достоверно неизвестно, правда это или нет, зато мы точно знаем, что Ньютон наблюдал огромную яркую комету в XVII веке. В дальнейшем она получила название кометы Галлея. Ньютон заметил, что этот объект приближается к Солнцу, а потом он увидел, что какая-то комета улетает от Солнца. Ученый понял, что это та же самая комета, что она притянута небесным светилом и обращается вокруг него. Таким образом Ньютон предположил, что в космосе действуют те же силы гравитации, что и на Земле. Отсюда и вышел закон всемирного тяготения», — рассказала  аспирант Института астрономии РАН, координатор AsteroidDay по России Екатерина Ефремова.

В XVII веке Ньютон не был единственным человеком, размышлявшем о силе, которая заставляет тела падать на Землю, и об объектах в космосе. Современник Ньютона Роберт Гук тоже исследовал эти вопросы. Но Ньютон был первым, кто дал на них верные ответы.

Исаак Ньютон был глубоко верующим человеком, который считал, что предметы существуют в пространстве (которое абсолютно), потому что они существуют в божественном разуме. Основа пространства, по Ньютону, скрыта от наших глаз и дана в ощущении лишь Богу. Ученый много размышлял о вопросах бессмертия, а биографы Ньютона до сих пор спорят, можно ли считать его алхимиком. Исаак Ньютон был фигурой загадочной и неоднозначной. Но одно мы можем сказать точно: впервые в истории ученому удалось открыть законы природы, которым подчиняются все движущиеся тела во Вселенной. И это знание навсегда изменило наше представление о мире.

Фото: 123RF