0 комментариев 1159

Зонд MAVEN НАСА показывает, как ветер циркулирует в верхних слоях атмосферы Марса

Данные могут дать представление о том, как климат Красной планеты изменился с течением времени, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Science.

Новое исследование показывает, что высоко над поверхностью Марса ветры циркулируют днем, и ночью, и воздух волнообразно движется по горам и долинам.

Эти сведения получены благодаря космическому кораблю НАСА MAVEN, который в настоящее время предоставил первые подробные карты ветра в марсианской термосфере - одном из самых высоких слоев атмосферы планеты. Данные могут помочь исследователям лучше понять, как климат Красной планеты изменился со временем, если посмотреть, как атмосфера Марса соединяется с космосом.

«Глядя на то, как газ циркулирует в этом слое, мы можем лучше понять, с какой скоростью теряется атмосфера и как она теряется», - говорит автор исследования Мехди Бенна - ученый-планетолог из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА в Гринбелте (Мэриленд).

Движение ветра в термосфере Марса намного проще, чем на Земле, свидетельствуют данные орбитального спутника. Единственный циркулирующий поток сохраняется от сезона к сезону, непрерывно перемещая воздух от дневной части планеты к ночной, в то время как на Земле в каждый момент времени существует множество схем потока. «Океаны на Земле усложняют схемы циркуляции, - говорит Бенна. - У Марса этого нет».

Космический корабль, прибывший на Марс в 2014 году, также регистрировал волны в термосфере, создаваемые ветрами у поверхности планеты, которые распространялись вокруг гор и каньонов. «Когда космический корабль летит над горой, мы можем видеть, как ветер смещается, чтобы учесть присутствие этой горы на 200 километров ниже, - говорит Бенна. - MAVEN не имеет [традиционных] камер… но мы можем получать топографическую картину из информации о ветре».

Всего исследователи отслеживали ветры в течение полутора марсианских лет. Хотя еще слишком рано говорить о том, что все это означает для струйки атмосферы Марса в космосе, Бенна считает, что новые карты закладывают основу для улучшенного компьютерного моделирования, которое поможет исследователям понять это.

атмосфера марса ветры марса космос марс