Зерновые культуры появились на Балканах еще в позднем мезолите

Исследование состава зубного камня на ископаемых останках людей заставляет ученых пересмотреть концепцию «неолитического пакета».

Группа ученых под руководством Эмануэлы Кристиани (Emanuela Cristiani) из Макдональдского института археологии при Кембриджском университете (Великобритания) проанализировала зубной камень на останках ископаемых людей, обнаруженных на стоянке у реки Власак (Дунайское ущелье, Румыния). Они датируются эпохой позднего мезолита (ок. 6600–6450 до н.э.) и переходным периодом от мезолита к неолиту (6200–5900 гг. до н.э.). Исследователи пришли к выводу, что люди в этом регионе питались культурными злаками уже около 6600 лет до н.э., что почти на полтысячелетия раньше, чем считалось ранее. О результатах работы рассказывает пресс-релиз Кембриджского университета.

Человеческие останки на стоянке Власк были обнаружены в 2009 году Душаном Бориком (Dusan Boric) из Кардиффского университета (Великобритания). Ученые рассказывают, что отложение зубного камня заканчивается со смертью человека. Поэтому минеральные бляшки на ископаемых зубах несут уникальную информацию о его пищевых пристрастиях и образе жизни.

«Микроскопические окаменелости прямо указывают на то, что растительные продукты были важным источником питания в эпоху мезолита. Что еще более важно, они показывают, что культурные растения были введены на Балканы независимо от остальной части неолитических новинок, таких как одомашненные животные и артефакты, которые сопровождали приход фермерских общин в этот регион», — сказал профессор Кристиани.

Археологи используют понятие «неолитического пакета» для обозначения группы элементов культуры, которые появляются в раннем неолите в поселениях Юго-Восточной Европы: керамики, одомашненных животных, культурных виды растений, каменного фундамента и деревянных домов.

Результаты нового исследования говорят, о том, что само понятие «неолитического пакета», возможно, придется пересмотреть. Образцы зубного камня также были взяты из трех ранненеолитических (ок. 5900-5700 до н.э.) женских погребений со стоянки Лепенский Вир, расположенной примерно в 3 км вверх по течению р. Власак. Несмотря на то, что рацион людей, населявших этот регион, в основном состоял из белковой пищи, а также дикорастущего овса и гороха. Однако в образцах обнаружены и следы крахмала, типичного для домашней пшеницы и ячменя. Их появление в мезолитическом обществе, вероятно, объясняется контактами местных жителей и первых неолитических общин.

Читайте также на портале Научная Россия о том, что появлению сельского хозяйства в Северной Америке предшествовал рост населения.

[Фото: Dušan Bori]