Исследование Саутгемптонского университета дает новый взгляд на то, почему нашей планете удается оставаться пригодной для жизни в течение миллиардов лет. Возможно, свою роль здесь играет удача, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Nature Communications Earth&Environment.

Исследование, проведенное на тысячах случайно сгенерированных планет в условиях моделирования эволюции, показывают, что это может увеличить шансы найти жизнь на так называемых «двойных землях» во Вселенной.

Геологические данные показывают, что климат Земли поддерживает обитаемость планеты уже более трех миллиардов лет. Однако он ненадежно сбалансирован: возможно и сильное снижение, и сильное повышение температуры, что может вызвать уничтожение жизни.

Профессор Тоби Тиррелл, специалист в области наук о Земле из Университета Саутгемптона, объясняет: «Постоянно стабильный и пригодный для жизни климат на Земле вызывает большое недоумение. Наши соседи, Марс и Венера, не имеют пригодных для жизни температур, хотя Марс когда-то имел. Земля не только имеет пригодную для жизни температуру сегодня, но и поддерживала ее постоянно на протяжении трех-четырех миллиардов лет - исключительный период геологического времени».

Многие события могут угрожать постоянной стабильности планеты - столкновения с астероидами, солнечные вспышки и крупные геологические события, такие как извержения супервулканов. Действительно, астероид, который упал на Землю 66 миллионов лет назад, вызвал вымирание более 75 процентов всех видов, включая динозавров.

Предыдущие работы по компьютерному моделированию обитаемости Земли включали моделирование одной планеты: Земли. Но, вдохновленный открытиями экзопланет (находящихся за пределами нашей солнечной системы), которые показывают, что только в нашей галактике существуют миллиарды планет земного типа, ученый из Саутгемптона применил новый подход к исследованию большого вопроса: что привело к тому, что Земля поддерживает жизнь так долго?

Чтобы изучить это, профессор Тиррелл воспользовался мощью суперкомпьютерного центра Iridis Саутгемптонского университета, чтобы запустить моделирование того, как 100000 случайных разных планет отреагировали на случайные климатические изменения на протяжении трех миллиардов лет до момента потери обитаемости.  Каждая планета моделировалась 100 раз, каждый раз с разными случайными событиями.

Получив обширный набор результатов, Тиррелл затем посмотрел, ограничивается ли устойчивость обитаемости всего несколькими планетами, которые всегда были способны поддерживать жизнь в течение трех миллиардов лет, или вместо этого распространялась на множество разных планет, каждая из которых оставалась обитаемой на определенный срок.

Результаты моделирования были очень четкими. Большинство из тех планет, на которых сохранялась жизнь в течение трех миллиардов лет, имели лишь вероятность, но не уверенность, что они останутся пригодными для жизни. Во многих случаях были планеты, которые обычно терпели неудачу при моделировании и лишь изредка оставались обитаемыми. Из общего числа 100000 планет девять процентов (8700) были успешными хотя бы один раз - из них почти все (около 8000) были успешными менее 50 раз из 100 и большинство (около 4500) были успешными менее 10 раз из 100.

Результаты исследования показывают, что шанс является основным фактором в определении того, могут ли планеты, такие как Земля, продолжать питать жизнь в течение миллиардов лет. Профессор Тиррелл заключает: «Теперь мы можем понять, что Земля оставалась пригодной для жизни так долго благодаря, по крайней мере отчасти, удаче. Например, если чуть более крупный астероид упал на Землю или сделал это в другое время, тогда Земля могла вообще потерять свою пригодность для жизни.

Другими словами, если бы разумный наблюдатель присутствовал на ранней Земле, когда жизнь впервые развивалась, и был в состоянии вычислить шансы того, что планета останется пригодной для жизни в следующие несколько миллиардов лет, расчет вполне мог бы показать очень плохие шансы.

Учитывая эти, казалось бы, малые шансы, исследование предполагает, что где-нибудь во Вселенной должны быть планеты земного типа, которые имели аналогичные первоначальные перспективы, но которые из-за случайных событий в какой-то момент стали слишком горячими или слишком холодными и, следовательно, потеряли жизнь на них. По мере совершенствования методов исследования экзопланет и открытия и анализа того, что на первый взгляд кажется «близнецами Земли», кажется вероятным, что большинство из них окажется непригодным для проживания.

[Фото: ru.123rf.com/profile_1xpert]