29 марта в международном мультимедийном-пресс-центре "Россия Сегодня" состоялось очередное заседание Зиновьевского клуба. На этот раз члены клуба обсудили глобальную проблему современного мира, связанную с массовым потреблением, как следствие приводящим к массовому слабоумию.
По традиции заседание Зиновьевского клуба открылось приветственным словом президента клуба Ольги Мироновны Зиновьевой. Вместе с модератором заседания — журналистом Алексеем Панкиным — они поставили проблему перед гостями: с начала прошлого века наше общество утратило веру и разум как высшие цели бытия, а на место им пришло нескончаемое потребление и даже гедонизм. Стремясь к потреблению и слепо следуя западным традициям, которые совершенно не вписываются в российскую реальность, люди забыли о своей собственной культуре и своих высших ценностях.
Общество нуждается в переменах, и об этом говорил еще сам Александр Зиновьев. Вспомните любую историческую эпоху, и вы осознаете, что все глобальные перемены начинались с одного человека. Для построения нового общества большевикам тоже нужен был новый человек — и они нашли его. То же самое должно произойти и сегодня, уверены члены "зиновейника".
Историософ Михаил Фридман представил гостям концепцию перехода от потребления к слабоумию — или от идеи до идиота. Благие намерения научно-технического прогресса зачастую приводят к формированию гедонистического образа жизни. Грубо говоря, когда человек начинает легче и больше зарабатывать, когда ему открываются возможности начать потреблять еще больше, происходит значительное расширение дерева потребностей — человек становится нуждающимся в том, в чем на самом деле не нуждается.
Из-за этого денежная прибыль становится для него смыслом жизни, что ведет за собой появление изощренного потребления. Именно к этому и привела промышленная революция, когда люди начали зарабатывать столько денег, сколько им и вовсе не было нужно для жизни. Поэтому лишние деньги они начали тратить на удовольствия, забыв о вере и даже о разуме. Люди начали покупать то, в чем не нуждаются. Но раз они могут себе это позволить, значит они будут это покупать и тем самым расширять границы своих потребностей. Так мы пришли к обществу массового потребления.
Подобный стиль жизни приводит человека к тому, что он просто напросто начинает забывать о главном. Гедонистическая позиция приносит с собой не только удовольствия, но и психосоматические расстройства у человека, деградацию, нервозность и тревожность. И как самое главное и самое опасное следствие — отказ от добровольного принятия решения. По мнению участников заседаний, многие политические структуры добиваются именно этого: чтобы человек, погрязнув в доступных ему удовольствиях, забыл о необходимости использовать свое право выбора. Таким образом, человек отстраняется от принятие решения — не добровольно отказывается, а отстраняется.
Решением этой проблемы может стать только появление нового общества, нового человека и новых общественных отношений, уверен Фридман. За "новых людей" целиком и полностью отвечает система образования, особенно — университеты. Только комплексные изменения в этой сфере помогут сформировать нового человека. Сам он не появится.
Идеи Фридмана поддержала и ректор МГТУ Станкин Елена Катаева. По ее мнению, современное образование еще дает человеку выбор, быть ему тем самым идиотом или не быть. Но все идет к тому, что скоро и от этого выбора человек будет отстранен, и останется только один вариант — быть им. Максимальная ценность для человека — это его свобода, и в том числе его свобода выбора. Поэтому просто необходимо защищать его право не быть идиотом.
Антрополог Искандер Валитов проанализировал систему ценностей современного человека, чтобы понять, на каком этапе нашего исторического развития мы избрали гедонизм и эмоции высшими ценностями. Сначала человек отказался от веры, затем — от разума, придя к обществу массового потребления. Сегодня люди живут ради того, чтобы получить ту или иную эмоцию. Разум уже не нужен, а значит скоро не будет и образования, которое его и развивает. По мнению Валитова, так быть не должно. Но как победить в этой ситуации? Ответ очень прост — сохранить государство. Жизнь человека не может быть сведена к телесному. Сохранив государство, мы сохраним человека, уверен Валитов.
Ксения Зиновьева нашла еще одно интересное объяснение сложившейся в современном обществе ситуации. Это стремление русских людей "подъедать объедки культуры". Все чаще у нас начинают пользоваться популярностью западные жанры культуры, которые были созданы в особых условиях, не встречающихся более нигде в мире. Показательный пример — реп-музыка, появившаяся в особых условиях американской жизни. В условиях, которых в России никогда не было. Мы калькировали этот феномен и поместили его неестественную для него среду и пытаемся "прижить" его здесь.
И если этот феномен и приживается, то уж очень странно и совершенно неправильно, с совершенно другими смыслом и понятиями. Но дело не только в репе: сюда же можно отнести и ЕГЭ, и социальные движения. СССР формировал свою культуру, которую нельзя было прижить нигде, кроме самого СССР. То же самое должна сделать и постсоветская Россия: Зиновьева считает очень странным то, что сегодня в нашей стране активно обсуждается именно реп — сугубо американское направление, а не проблемы гармонии в академической музыке.
Сегодня мы ищем новые формы осмысления происходящего и верные пути движения современного общества. Но, к сожалению, многие из нас снимают с себя ответственность за принятие решений и за свой выбор. Осознать происходящее можно только логическими средствами, уверены участники заседания. Поэтому так важно возвращаться к великому наследию Александра Зиновьева.