Этот орган — необыкновенно липуч (в основном благодаря особой слюне) и необыкновенно мягок, вдесятеро мягче человеческого языка и вообще это один из самых мягких биологических материалов. Об этом рассказывают авторы статьи в Journal of the Royal Society Interface из Технологического института Джорджии и Ботанического сада Атланты, США (в этом городе и находится институт). Они попытались разобраться в физических процессах, обеспечивающих такие свойства.

Сам по себе этот орган давно привлекает внимание исследователей — впервые лягушкиным языком занялись еще в 1849 году. В предыдущих исследованиях его часто сравнивали с клейкой лентой, однако авторы статьи предлагают другое сравнение — с липким амортизатором.

Когда язык лягушки попадает в, скажем, пролетающую муху, он как бы обволакивает насекомое, примерно как жевательная резинка (помните — очень мягкий материал), и гасит инерцию полета. Насекомое оказывается покрытым слюной, причем язык принимает в этом непосредственное участие — благодаря способности сильно растягиваться, он обеспечивает хорошее покрытие слюной тела мухи.

Далее, оказалось, что слюна лягушки — неньютоновская жидкость, т.е. ее вязкость зависит от градиента скорости и она иначе, чем «обычные» жидкости ведет себя под давлением. Когда язык ухватил муху, вязкость резко возрастает, на время, пока язык втягивается обратно.

Далее все очень просто — поскольку липучесть обеспечена неньютоновскими свойствами слюны, когда эта жидкость возвращается к «обычному» состоянию, т.е. вязкость снижается, муха благополучно отлипает и отправляется в желудок, к удовольствию хозяйки оного.