Исследователи из Университета Цукуба и института RIKEN в Японии активировали определенные клетки в мозге мышей, которые могут вызвать состояние, похожее на спячку. При этом мыши – животные, которые естественным образом не впадают в спячку, сообщает пресс-служба Университета Цукуба. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature.

Некоторые виды животных, как правило, впадают в спячку, когда еды становится мало зимой (зимняя спячка называется гибернацией). Их метаболизм замедляется, и температура тела падает до нового заданного значения. Падение температуры уменьшает количество энергии, необходимой для поддержания организма. Сердце начинает биться медленнее, дыхание становится слабее, активность мозга уменьшается. При этом, когда животные выходят из зимней спячки, их тело и органы здоровы, даже если животные немного похудели.

Мыши остаются активными во время зимы, они не впадают в спячку, это не заложено их природой. Но ученые выяснили, что активация определенного типа клеток в мозге мыши – Q-нейронов – заставляет грызунов войти в состояние, подобное зимней спячке, на несколько дней.

В ходе эксперимента температура тела у мышей упала с 36 °C до 27 °C. При этом тело животного функционировало нормально, поддерживая температуру даже в 22 °C, когда температуру окружающей среды резко снизили. Мыши также показали все признаки замедленного метаболизма, которые часто встречаются во время спячки: снижение частоты сердечных сокращений, потребления кислорода и дыхания.

Возможность отправлять мышей в состояние гибернации на несколько дней просто с помощью искусственно возбужденных Q-нейронов была неожиданной. Возможно, у людей тоже есть такие нервные клетки, которые можно активировать, чтобы вызвать состояние, похожее на спячку.

Для чего это нужно человеку? Во-первых, в медицинских целях: например, во время экстренной транспортировки или в критически тяжелых условиях, таких как тяжелая пневмония, когда сложно обеспечить доступ нужного количества кислорода. Во-вторых, для космических миссий. В будущем, отмечают авторы работы, можно ввести человека в состояние гибернации, чтобы отправить его на Марс и за его пределы.

[Фото: UNIVERSITY OF TSUKUBA]