Выбрать метод лечения рака мочевого пузыря поможет математика

Проанализировав качественный и количественный состав белков-маркеров в опухоли, можно уточнить диагноз, разработать оптимальный набор препаратов для каждого пациента и предсказать возможные побочные эффекты лечения.

Ученые из МФТИ, Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета и Ариэльского университета (Израиль) совместно разработали новый метод лечения рака мочевого пузыря, с помощью математической модели. Статью об этом, опубликованную в журнале International Journal of Cancer, пересказывает пресс-служба московского Физтеха.

«В этой работе мы коррелируем последние клинические, молекулярные и клеточные данные, связанные с мышечно-инвазивным раком мочевого пузыря», — сказал Александр Киселев, профессор МФТИ и ведущий автор исследования.

В центре внимания ученых оказалась инвазивная форма рака мочевого пузыря — то есть, такая, при которой опухоль уже проникла из внутреннего слоя оболочки пузыря (эпителия) в мышцу. Такая форма лечится гораздо труднее, чем обычная: шансы прожить пять лет после ее возникновения у пациентов составляют только 30-50%.

У каждой опухоли есть свои биологические маркеры — белки, которые играют важную роль в ее развитии. Например, белок p53 в норме запускает процесс самоуничтожения клетки при повреждениях ДНК и различных биохимических стрессах, то есть мешает ей превратиться в раковую. Однако мутантная версия того же белка перестает выполнять эту задачу, что и приводит к развитию опухоли. Такое нарушение характерно для многих видов рака. К другим раковым маркерам относятся белки семейства Snail, Shh и другие.

На первом этапе, согласно методике, предложенной российско-израильской командой, нужно провести анализ набора белковых маркеров опухоли. Это делается с помощью обработки тончайших срезов опухоли реактивами, содержащими модифицированные белки-антитела, которые взаимодействуют с маркерами. К антителам добавляют флюоресцентные красители, так что, если реакция идет, срез начинает светиться определенным светом. Это означает, что маркер, соответствующий данному антителу, в опухоли есть.

Установив таким образом, какие белки-маркеры, и в каком количестве присутствуют в опухоли, можно приступить ко второму этапу — загрузить полученные данные в разработанную учеными математическую модель. На выходе — уточненный диагноз, т.е. точно определенный тип опухоли и стадия ее развития, оптимальный набор и дозировку препаратов для каждого пациента и предсказание возможных побочных эффектов.

На промежуточных этапах лечения процедура повторяется, т.е. снова определяется качественный и количественный состав маркеров в опухоли, чтобы корректировать лечение по ходу дела.

А всего несколько дней назад стало известно, что американские ученые впервые смогли найти общий генетический маркер для пяти разных видов рака (правда, в данном случае речь идет не о белке, а о метилированной версии гена, который кодирует его синтез). Это открытие также сулит большие перспективы в разработке новым способов лечения рака. Исследования в этой области чрезвычайно важны, ведь статистика раковых заболеваний во всем мире идет вверх.

белок p53 рак рак мочевого пузыря