Материалы портала «Научная Россия»

Второй шанс

Второй шанс
Первое впечатление о «плохих»  людях обманчиво

Первое впечатление о «плохих»  людях обманчиво

 

Народная мудрость утверждает: первое отрицательное впечатление о человеке трудно изменить— и

некоторые исследования поддерживают такое мнение.  Такой подход к проблеме часто несправедливо ассоциируется с впечатлениями от  безнравственных поступках, которые являются крайностью

и относительно редки (например, продажа наркотиков

детям) с впечатлениями, в основе которых лежит доброта, что более традиционно (например, одалживание зонтика).

Новая серия научно-исследовательских работ, в ходе которых изучались люди, обладающие уравновешенным характером, показывает, что  и мужчины и женщины более склонны изменить свое мнение об индивидах, которых первоначально воспринимали как эгоистичных субьектах,

чем о тех, которых они считали бескорыстными.

В трех экспериментах приняло участие 336 человек. Были проведены лабораторные и онлайн опросы, в ходе которых  требовалось объяснить поведение двоих человек, каждый из которых  обязан был сделать заключение  по поводу того стоило было получать 50 ударов электрического тока или взять вместо этого деньги.

Чтобы причинить боль другим в эксперимент ввели инкогнито сотрудника лаборатории, который умышленно провоцировал участников игры, так как требовал больше денег за один удар тока, чем это делал среднестатистический участник.

Цена вопроса за критический порог удара у других участников была сравнительно ниже, чем у среднестатистического участника.  Участвующие в эксперименте обсуждали каждое решение сотрудника лаборатории по очереди.

Перед тем, как узнать результат заключения, участники эксперимента пытались предугадать, каким оно будет.

После каждых трех заключений, сделанных инкогнито сотрудника лаборатории, участники оценивали человека в диапазоне  от «противного» до «хорошего»,  а затем определяли степень своего доверия оценке.

Как и ожидалось, соучастники оценили индивидуумов, которые позволяли получать электрические удары за более низкую цену, как наиболее отвратительные субъекты, чем те, кто назначал за удар высокую цену.

Но они выражали меньше доверия «отрицательным» оценкам и высказывали больше сомнений к своим предсказаниям. Другими словами, их понятие о «плохом» субъекте были крайне не однозначны.

«Хорошо развитая  система воображения головного мозга не «списала» бы кого - либо полностью в аутсайд при первом признаке «неприятности»,-  говорит Молли Крокетт, психолог Йельского Университета, соавтор научной работы по данному исследованию, опубликованной в октябре в журнале «Природа Поведения Человека» (Nature Human Behavior).

«Мнение, высказанное открыто, помогает людям прощать и оправдывать»,- добавляет она.

«Экспериментальные сценарии как правило отстоят  на большом расстоянии от реалий жизни. Однако, эксперимент предлагает “действительно изящную парадигму, которая помогает разбираться в  таком жизненно важном вопросе нашей повседневности», говорит Питер Менд-Сидлеки (Peter Mende-Siedlecki), психолог Делаварского Университета, который не участвовал в исследовании.

Крокетт полагает, что полученные данные о социальных впечатлениях отражают общий умственный процесс обработки большего объема информации в экстремальных условиях. Она описывает равнодействующую социальную тенденцию как обоюдоострый меч: «Это приемлемо для разрешения конфликта, но в то же самое время может завести вас в ловушку плохих взаимоотношений.»

 

 

источник Журнал Саентифик Американ №12 2018

Автор: - Мэтью Хатсон

Перевод: Энигма Л.Н.

 

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.