1 комментарий 1580

Время собирать камни

Ко Дню геолога рассказываем о главном Геологическом музее страны

«Геология учит нас смотреть открытыми глазами на окружающую природу и понимать историю ее развития».

Владимир Обручев

Государственный геологический музей РАН, расположенный в самом центре столицы, ведет свою историю от Минерального кабинета Императорского Московского университета. Первая коллекция необычайных геологических образцов была подарена Прокофием, Григорием и Никитой Демидовыми в 1759 году. Эти 6000 образов в 1740 году выкупил их отец — уральский заводчик Акинфий Демидов в Германии у известного в те времена химика и минеролога Фридриха Генкеля.

Сегодня в музее каждый желающий может увидеть сокровища планеты Земля. То, что планетная лаборатория создавала на протяжении 4,5 миллиардов лет — минералы, горные породы, руды и самоцветы, метеориты и даже вулканические бомбы. Многие скажут — это же просто «камни». Между тем, в геологии каждый камень — это свидетель геологической истории Земли. Именно камни могут рассказать нам о том, как двигались и менялись континенты, как формировались горы, и, конечно, о том, как на Земле зародилась жизнь. О каждом экспонате специалисты музея могут говорить часами, отмечает директор Сергей Владимирович Черкасов, который провел для нас экскурсию по невероятным залам музея. Мы сами убедились – не только говорить, но и рассматривать камни можно часами.

Наш путь начинается с Зала минералов. Красота и разнообразие форм просто поражают. Здесь и розовый кварц, и уральский малахит, и вулканическая жеода с аметистом и горным хрусталем внутри. За этой красотой и цветовым богатством скрываются четкие правила химических реакций.

Минералы представляют собой твердые образования с определенным химическим составом, а также кристаллической структурой. Причудливую форму и цвет задает расположение атомов, ионов и молекул. Кстати, с древнейших времен минералы, особенно соединения железа, использовались в качестве красок. Во II веке до н.э. китайские мастера применяли киноварь – ярко-красный минерал ртути. А пигменты из лазурита и ультрамарина ценились на вес золота. Минеральные краски широко используются  и сегодня.

Внимание в зале сразу привлекает коллекция уральского малахита. По словам Сергея Владимировича, музей обладает самой богатой коллекцией в мире.  Этот камень знаком нам по сказам известного писателя Павла Бажова, который писал: «Малахит весну в сердце делает». Но не только экспонаты вызывают в этом зале интерес, но и сами витрины. Более 100 лет в экспозиции музея используются старинные дубовые витрины-прилавки из магазина Фаберже в Москве.

«Карл Фаберже эмигрировал из России в 1918 году. Тогда же строительство нового здания Музея по проекту архитектора Клейна было завершено. Витрины из магазина Фаберже отлично подходили, и дубовые прилавки были переданы в пользование музея. За годы эксплуатации в музее витрины изрядно пообтрепались. Поэтому мы их отреставрировали. Интересный факт: изначально в прилавке витрина открывалась не с лицевой стороны, а со стороны продавца. При реконструкции мы развернули верхнюю часть с витринами, что сделало работу с экспозициями удобной», — рассказал Сергей Владимирович Черкасов.

В следующем зале хранится все «Богатство недр России». Здесь посетители могут увидеть полезные ископаемые, которые добываются в нашей стране, а также рассмотреть основные места добычи на интерактивном экране. Но «богатство» не так-то просто добыть. Именно геологи занимаются поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земной коры. Многие ассоциируют профессию геолога с романтикой длительных путешествий, но это лишь одна из ее сторон. Зачастую, разведочные экспедиции проходят в глухих безлюдных районах. А походный образ жизни связан с определенным дискомфортом. Геологи как космонавты —должны иметь крепкое физическое и психическое здоровье. Не каждый сможет выдержать суровые условия. Однако, по словам директора музея — геология в обществе воспринимается как нечто незначительное, а порой и негативное.

«Как мне кажется, и правительство, и современное общество уделяет геологии недостаточно внимания. В Советском Союзе существовало целое министерство геологии. Сейчас в России есть только министерство природных ресурсов, в котором геология —одно из четырех направлений.

А в школьной программе за все 11 лет всего 22 учебных часа посвящены геологии. Это характеризует отношение общества к этой науке и уровень геологической культуры в стране.

Я помню передачу на 5 (петербургском) канале, которая была посвящена юбилею поэта Иосифа Бродского. Корреспондент бросил фразу: «Поэт в какой-то степени был маргиналом — он с геологами ходил». Даже сейчас геологи воспринимаются как шатающиеся по непонятным местам в поисках золота».

Между тем, благодаря работе геологов, поиску, разведке, и последующей добыче нефти, газа развивается экономика России.

Особое место в экспозиции мира минералов занимает огромный керн каменной соли. При первом рассмотрении не сразу угадаешь, что это за минерал. Пока не попробуешь… Да-да. С тех пор, как керн поставили в зале музея в 1930 году студенты и посетители его «зализали». И, кстати, это вполне безопасно.

Дело в том, что соль обезвоживает микроорганизмы. Именно поэтому она — отличный консервант. Увеличение концентрации поваренной соли вокруг микробов приводит к тому, что из их клеток через мембрану выводится вода в сторону более насыщенного солевого раствора. Клетка как бы сдувается или высыхает, и это делает невозможным обмен питательными веществами между ней и окружающей средой. К тому же соль снижает растворимость кислорода в воде, поэтому в сильносоленых продуктах микробам, которым для жизни необходим кислород, становится «трудно дышать». Разные виды микроорганизмов становятся безвредными при разных концентрациях соли. Рост значительной части болезнетворных микробов прекращается уже при наличии в продукте 10% соли. При 15% перестают размножаться гнилостные бактерии, а при 20% останавливается нормальная жизнедеятельность стафилококков. Так что бактерий на таком керне быть не может.

Среди других любимых экспонатов Сергея Владимировича — образцы, подаренные итальянским, ныне покойным, бизнесменом и любителем камня Примо Ровисом.

«Изначально Примо занимался импортом кофе из Южной Америки в Италию. Многие плантации кофе расположены на лавовых полях. Внутри лавы, в пузырьках воздуха после застывания вырастают самые разные кристаллы. Примо Ровис настолько увлекся коллекционированием минералов, что к концу жизни практически разорился».

Помимо невероятных камней, подаренных итальянским коллекционером, зал украшает глыба малахита весом около 300 кг из коллекции графа Алексея Разумовского. Она была передана музею в 1858 году. Сергей Владимирович замечает: «Каждую неделю мы его вычищаем и постоянно находим монетки, оставленные посетителями, то ли на счастье, то ли, чтобы вернуться».

Жеода, подаренная Примо Ровисом с кристаллом гипса внутри.

Жеода, подаренная Примо Ровисом, с кристаллом гипса внутри

Малахит из коллекции графа Разумовского

Малахит из коллекции графа Алексея Разумовского

В следующем зале посетители могут познакомиться со строением нашей планеты, и конечно, с ее главной составляющей —тонкой внешней твердой оболочкой — земной корой. Ее магматические, осадочные и метаморфические горные породы образуются в недрах Земли и на ее поверхности — на континентах и на дне океана.

Строение Земли можно подробно рассмотреть на красочной схеме. Наша планета состоит из внешнего (жидкого) и внутреннего (твердого) ядра, нижней и верхней мантии и земной коры. Земная кора и часть верхней мантии образуют литосферу. Другие неотъемлемые части Земли — гидросфера, атмосфера и биосфера. Все эти земные сферы тесно связаны между собой и оказывают друг на друга влияние.

Самый популярный экспонат в зале — огромный глобус. Совсем недавно в музее поставили новый. Предыдущий получил производственную травму, а именно дыру на месте Москвы.

Но есть в этом зале куда более интересные предметы, например, так называемые «черные курильщики». Это породы, образовавшиеся в результате геотермальной деятельности в недрах Земли. В срединно-океанических хребтах, где плиты разъезжаются в разные стороны, растворы выходят на поверхность или в океанические воды. Благодаря химическим реакциям формируются такие «природные» постройки.

Директор музея также показал нам необычный экспонат, напоминающий поверхность Луны, — лёсс. Эта осадочная горная порода образуется в засушливых степных областях за счет переноса пыли. Следы капель дождя напоминают поверхность нашего спутника и его кратеры.

И, конечно, много вопросов вызывает «окаменевшая молния» — фульгурит, образовавшийся в результате разряда молнии, ударившей в песок, что вызывало его спекание.

В следующем зале, посвященном геологической истории планеты, можно встретить не только самые древние горные породы, которые образовались до возникновения жизни на Земле, но и «пришельцев» из космоса — метеориты.

Метеориты — это твердые тела космического происхождения, достигшие поверхности Земли. При ударе о поверхность планеты они образуют кратеры разной величины в зависимости от размера метеорита. Кратеры, образующиеся от падения крупного метеорита, называют астроблемами. Считается, что за сутки на Землю падает несколько тонн метеоритов, при этом большая часть попадает в моря и океаны. А самые мелкие космические частицы сгорают в атмосфере, так и не достигнув поверхности. Некоторые из них оставляют на небе яркий свет — метеор. Именно его многие принимают за «падающую» звезду и загадывают желание.

Любителям космоса придутся по нраву мониторы, где в режиме реального времени можно наблюдать за нашей планетой из космоса. Изображение фиксируют камеры, установленные на Международной космической станции (МКС).

Пройдя дальше по залу, можно подробно узнать о вулканической деятельности Земли. Здесь особый интерес представляет огромная вулканическая бомба, весом 100 кг. Она образовалась в результате извержения вулкана Толбачик на Камчатке в 1975 году. Бомба была найдена и доставлена в музей геологическим отрядом Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН в 2016 году.

И конечно, поражает воображение инсталляция, которая знакомит с работой вулканолога в условиях извержения. «Для создания реалистичного видеоряда использовались фрагменты съемки извержения вулкана Плоский Толбачик в 2012 году», — поясняет Сергей Черкасов.

Интересные экспонаты на этом не заканчиваются. Каждый посетитель может узнать о том, как изменялся органический мир нашей планеты? Какие животные и растения существовали миллионы лет назад? Главные свидетели прошедших геологических эпох — осадочные породы. Это, своего рода, природные рукописи: геологические слои — это «страницы», а остатки организмов и растений — «слова» и «буквы».

Наша планета образовалась 4,5 миллиарда лет назад. Ученые разделили ее историю на два крупных временных интервала — эона: докембрий, или криптозойский эон длительностью 4 млрд. лет и фанерозойский эон, который продолжается и сегодня. Докембрий делится на гадей, архей, протерозой. А фанерозойский эон — на палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры. Эры, в свою очередь, разделены на периоды, периоды — на эпохи, а эпохи на уже привычные века.

Помимо основных залов в музее представлены и тематические выставки, посвященные геологии Москвы, работе геолога, а также искусству работы с камнем. Проходя по зданию музея, действительно, ощущаешь некое спокойствие. «Здесь точно есть своя аура», — соглашается директор Сергей Черкасов.

Мы убедились: восхититься природой, ее неслучайными случайностями может каждый желающий. И, конечно, не забудьте 5 апреля поздравить всех геологов с их профессиональным праздником!

В связи с последними событиями Государственный геологический музей имени В.И. Вернадского РАН проводит дистанционные экскурсии. Присоединяйтесь!

геологический музей ран геология геосфера земли кристаллы минералы полезные ископаемые сергей черкасов