Нечто вроде смены поколений намечается в этом году в Физическом отделении РАН. Российская академия наук объявила о выборах новых членов – академиков и членов-корреспондентов, которые должны состояться в мае 2025 года. Согласно утвержденному списку вакансий по специальностям, для физиков отведено более трех десятков (!) свободных вакансий, почти как в самом многочисленном Отделении медицинских наук РАН. О главных тенденциях предстоящих выборов узнала обозреватель «МК».
Что касается общей процедуры выборов, по ней особых изменений не ожидается. С 13 января по 26 февраля все желающие могут подать заявку на вакансии академиков РАН и членов-корреспондентов РАН по утвержденным Президиумом РАН отделениям и специальностям.
Право выдвижения кандидатов есть у научных организаций и организаций высшего образования, а также у научных советов Академии. Выдвижение кандидатов, как в предыдущий раз, то есть во время выборов в 2022 году, проводится на заседаниях ученых и научно-технических советов или президиумов путем тайного голосования простым большинством голосов. Право выдвинуть кандидатов в академики предоставляется также академикам РАН, в члены-корреспонденты – любому члену Академии. По-прежнему максимальное количество членов Академии утверждает Правительство РФ. В этом году, как и в 2022-м, это 2154 человека.
Теперь о тех тенденциях, которые сразу бросаются в глаза при беглом знакомстве со списком вакансий, опубликованном на сайте РАН. Среди 16 тематических и региональных отделений ярко выделяется Физическое отделение РАН, в котором открыты сразу 14 (!) вакансий академиков и 20 (!) – членов-корреспондентов. Это связано, увы, с большим количеством убывших по причине смерти представителей этого отделения за последние три года. В печальном списке из 14 академиков такие громкие имена, как Сергей Багаев, Владимир Захаров, Олег Крохин, Александр Гуревич, Алексей Старобинский, Валерий Рубаков и многие другие.
Понятно, что снижать число вакансий (такая тенденция отмечалась многими членами РАН во время предыдущих выборов) при таком положении было бы нелогично. Тем более, учитывая тот факт, что физика в настоящее, непростое для страны время является приоритетным направлением в науке.
Если же говорить о самом многочисленном отделении, это по-прежнему Отделение медицинских наук РАН, где открыто 20 вакансий академиков и 26 – членкоров, также соответствующие количеству выбывших.
Наименьшее количество свободных мест – в Отделении глобальных проблем и международных отношений РАН. Там на специальность «Международные финансы» открыта лишь одна вакансия – члена-корреспондента.
Между тем в целом количество открытых вакансий в этом году на 56 меньше, чем было в 2022-м, что говорит, видимо, о более гибком подходе к вопросу.
Кстати, еще одна примета времени: в этом году отменены особые, "молодежные" вакансии для академиков (в 2022 году были объявлены около 20 вакансий для академиков до 61 года).
Но тема старения Академии все-таки требует решения.
– Не дело, что около 40 процентов академиков у нас в возрасте за 80 лет, – делится один из членов РАН. – Равнять их со всеми остальными нельзя. В некоторых странах, где есть подобие нашей Академии, к примеру, в КНР, есть четкое разграничение: если ты достиг определенного возраста, то добровольно переходишь в категорию почетных членов академии с сохранением всех заработанных льгот. Единственное, чего лишается такой почетный член академии, – необходимости ходить на собрания и голосовать. А то смотрите, что происходит у нас иногда на важных собраниях, когда мы должны голосовать количеством не менее 50 процентов от списочного состава: нам с трудом удается обеспечить кворум.
Автор: Наталья Веденеева
Источник фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»