Грибы и членистоногие – так называемые естественные «враги» деревьев, – которые обитают в почве возле дерева-хозяина, уничтожают семена и саженцы деревьев того же вида, желающие обосноваться рядом. Благодаря этому в тропических лесах нет доминирующих видов и сохраняется большое разнообразие деревьев, говорится в сообщении Университета штата Орегон. Результаты исследования появятся в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Во многих лесах Северной Америки деревья соревнуются за пространство, и у некоторых видов есть своя «лазейка», которая позволяет им вытеснять другие. К примеру, Дугласова пихта (или Псевдотсуга Мензиса) лучше всего растет после пожара, а болиголов пятнистый процветает в тени и хорошо растет под навесом.

В тропиках же совсем иная ситуация. Там все деревья, по-видимому, имеют одинаковое конкурентное преимущество: на одной и той же общей территории могут расти до 1000 различных видов деревьев. Существует множество видов, но мало представителей каждого вида. И чтобы один вид не стал доминирующим, в природе существует специальный механизм. Ученые из Университета Флориды, Университета штата Орегон (США) и Университета Джеймса Кука (Австралия) обнаружили, что если грибы, членистоногие и другие естественные «враги» образуют даже небольшие зоны вокруг взрослых деревьев, где новое дерево того же вида не может быть установлено, то очень высокий уровень разнообразия деревьев, наблюдаемый в тропических лесах, может поддерживаться почти бесконечно.

Также ключевую роль в динамике тропических лесов играют некоторые млекопитающие (например, грызуны) и птицы. Они распространяют семена, унося их далеко от взрослых деревьев того же вида – и у молодых появляется шанс обосноваться. Исследователи утверждают, что ограничение пополнения деревьев рядом друг с другом создает долгосрочный стабилизирующий эффект, который благоприятствует редким видам и препятствует распространению обычных.

[Фото: OREGON STATE UNIVERSITY]