Ученые из Кембриджского университета и Университета Западной Австралии представили результаты исследований фрагмента мозговой ткани динозавра, найденного в Сассексе еще в 2004 году. Анализ подтвердил, что это, действительно, единственная имеющаяся в распоряжении ученых окаменевшая ткань мозга динозавра. Принадлежит она большому травоядному динозавру, который жил во время раннего мелового периода, около 133 миллионов лет назад. О результатах исследования сообщается в пресс-релизе.

«Шансы на сохранение мозговой ткани невероятно малы, поэтому открытие этого образца удивительно», — сказал соавтор исследования Алекс Лю (Alex Liu). По мнению исследователей, фрагмент настолько хорошо сохранился, потому что по сути был «законсервировал» в очень кислом и бедной кислородом водоеме вскоре после смерти животного. Это позволило мягким тканям минерализоваться еще того, как они сгнили полностью.

Ученые использовали сканирующий электронный микроскоп для изучения оболочек мозга. Строение найденного фрагмента мозга динозавра оказалось сходным с мозгом современных потомков динозавров, а именно птиц и крокодилов. У рептилий мозг имеет продолговатую форму и окружен плотным слоем кровеносных сосудов и тонкостенных сосудистых полостей, которые служат дренажной системой для крови. В отличие от этого типичного строения у динозавра, чей мозг изучался, вероятно, он располагался напрямую у черепа. Это позволяет предположить, что мозг динозавров был больше, чем у современных рептилий, занимая все пространство черепной коробки. Но ученые отмечают, что уверенности в этом нет, потому что одного образца недостаточно для выводов.