В 2029 году на Венеру отправится российская межпланетная станция «Венера-Д». Это будет первый с 1984 года полет российского аппарата на эту планету. Сама станция состоит из орбитального и посадочного модулей. С их помощью ученые собираются изучить атмосферу планеты, ее поверхность, внутреннее строение и окружающую плазму. Общие затраты на полет составят около 17 млрд. рублей.

Этой планетой в нашей стране начали интересоваться еще в начале 1950-х годов. Тогда для ее изучения использовались радиотелескопы. А уже в 1960-х Сергей Королев разработал программу создания автоматических межпланетных станций для изучения близлежащих планет Солнечной системы, в том числе и Венеры.

Первый полет туда состоялся 12 февраля 1961 года. Советская автоматическая межпланетная станция «Венера-1», запущенная с помощью четырехступенчатой ракеты-носителя «Молния», прошла в 100 000 километрах от Венеры и, выйдя на гелиоцентрическую орбиту планеты, изучила ее атмосферу при помощи радиозатменного метода.

Фото: Автоматическая межпланетная станция «Венера-1»

Источник фото: izi.travel/ru

Но в итоге все закончилось неудачей: 25 февраля 1961 года связь со станцией была утеряна и больше не возобновлялась. Провалом закончились и следующие пять полетов: еще одна АМС «Венера» пролетела мимо планеты. Третья потеряла связь с Землей еще до входа в атмосферу. Еще три спускаемых аппарата АМС «Венера-4», «Венера-5» и «Венера-6» были раздавлены огромным атмосферным давлением при приземлении.

Первые успехи

Советские конструкторы извлекли уроки из провалов. 15 декабря 1970 года станция «Венера-7» осуществила мягкую посадку на поверхность Венеры, войдя в историю космонавтики как первый полностью рабочий космический аппарат, успешно севший на другой планете Солнечной системы.

С этого момента все последующие запуски были успешными. В 1975 году «Венера-9» и «Венера-10» передали первые панорамные изображения с поверхности планеты. В 1982 году посадочный аппарат станции «Венера-13» отправил на Землю первые в истории цветные фотоснимки Венеры с места своей посадки.

Фото: снимок «Венеры-13».

Источник фото: Стимул

Благодаря успешным миссиям, ученым удалось получить о Венере максимум информации на тот момент. Например, был накоплен большой массив траекторных данных, а также собраны материалы о грунте, плотности, давлении, атмосферы и температуре Венеры.

Есть ли жизнь на Венере?

На первый взгляд, жить на этой планете невозможно нигде. Атмосфера Венеры очень плотная и состоит на 96% из углекислого газа. Облака в ней состоят из сернистого газа и серной кислоты, к тому же они очень плотно накрывают планету. Солнечные лучи, проникая через них, нагревают планету, но полученное тепло уже не может прорваться сквозь атмосферу.

Фото: парниковый эффект на Венере.

Источник фото: Hi-news

Дожди, по всей видимости, там тоже кислотные. Средняя температура на Венере 462°C. На планете очень ветрено и атмосферное давление на поверхности выше земного в 93 раза. К этому можно добавить высокую радиацию, отсутствие воды и большую вулканическую активность.

Однако, судя по последним данным, микроскопическая жизнь там может быть. В сентябре 2020 года группа ученых из США, Великобритании и Японии обнаружила в облаках Венеры газ фосфин – он обычно вырабатывается анаэробными бактериями, живущими в условиях недостатка кислорода.

В декабре 2021 года, специалисты из Массачусетского технологического института (MIT) предположили наличие в облаках Венеры обитаемых «карманов», создающихся с помощью аммиака, нейтрализующего серную кислоту и даже небольших количеств кислорода. Здесь следует отметить, что аммиак был обнаружен там еще в 1970-х годах советскими и американскими зондами.

В целом, большинство специалистов склоняется к тому, что жизнь на Венере возможна, но пока только в верхних слоях атмосферы, где температура не такая высокая как на поверхности, есть солнечный свет и приемлемое атмосферное давление, схожее с земным.

Фото: верхний слой атмосферы Венеры.

Источник фото: Hi-news

Чтобы окончательно подтвердить или опровергнуть все гипотезы, исследователи из MIT разработали серию проектов под названием «Миссии по поиску жизни на Венере». В их рамках, в 2023 и 2026 годах на Венеру планируется отправить два зонда, которые будут искать фосфин, а также собирать образцы венерианской атмосферы, с их последующей переправкой на Землю.

«Летающие острова Венеры»

Как уже отмечалось выше, единственным пригодным местом для обитания на Венере пока является ее атмосфера. Исходя из этого, в 1970-х годах советский инженер Сергей Житомирский предложил использовать для проживания и проведения научных исследований аэростаты или дирижабли, которые могли бы находиться в атмосфере планеты на высоте примерно 50-60 километров.

Оболочку дирижабля Житомирский предлагал делать из тонкого гофрированного металла, что позволило ей сохранять нужную жесткость и в то же время давало возможность изменять объем. В качестве наполнителя он считал нужным использовать аммиак в баллонах низкого давления или обыкновенную воду, которые под давлением высоких температур сами бы превратились в пар, который и послужил бы рабочим телом для аэростата.

В таком виде дирижабль или аэростат мог перемещаться над поверхностью планеты на заданной высоте по заранее определенным траекториям, в случае надобности зависая над нужными точками.

Фото: дирижабли Житомирского.

Источник фото: Topwar.ru

На то время, да и сейчас, проект Житомирского был и остается крайне сложным для воплощения в жизнь, но с другой стороны его реализация сделала бы возможным следующий шаг. А именно терраформирование - процесс целенаправленного создания на Венере условий, схожих с земными, благо накопленные знания и технологии позволяют это сделать.

Еще в 1961 году известный астроном и астрофизик Карл Саган предложил ввести в атмосферу Венеры фотосинтезирующие бактерии, которые превратят углекислый газ в восстановленный углерод в органической форме, тем самым уменьшив количество углекислого газа в атмосфере. Однако после того, как в начале 1990-х годов выяснилось, что атмосфера Венеры гораздо плотнее, чем было известно в 1961 году, от этой идеи пришлось отказаться. С тех пор планету предлагали охладить с помощью солнечного зонта, тепловых трубок, атмосферных вихревых двигателей, радиации и т.п.

Пока каких-либо конкретных действий в этих направлениях нет, но по мере освоения космического пространства, они, вне всякого сомнения, начнутся.

Материал подготовлен по открытым источникам