Воздействие широко используемого химического бисфенола А (BPA) во время беременности, даже на уровнях ниже «безопасного», может привести к изменениям циркадных ритмов, - пишет eurekalert.org.
Такие выводы были представлены на ENDO 2019 - ежегодном собрании Эндокринного общества в Новом Орлеане (штат Луизиана). Исследователи сообщают, что эти изменения могут быть фактором гиперактивности, наблюдаемой у мышей, подвергшихся воздействию бисфенолом А (BPA).
«Гипоталамус, который мы определили как область мозга, особенно чувствительную к нарушениям развития при воздействии BPA, включает клетки, которые регулируют суточные ритмы по всему телу, - сказала исследователь Дебора Курраш, доктор философии, доцент в университете Калгари (Канада). - Мы показали в предыдущих исследованиях, что воздействие BPA в утробе матери может вызвать дефекты развития ядер гипоталамуса и гиперактивность, и теперь мы исследовали, может ли сдвиг в циркадной биологии объяснить, почему животные двигались активнее».
BPA - это химическое вещество, которое добавляется во многие коммерческие продукты, включая бутылки с водой, бумажные чеки, вкладыши в банки и контейнеры для хранения продуктов. Он известен как химическое вещество, разрушающее эндокринную систему - влияющее на гормоны.
Курраш отметила, что многие эпидемиологические исследования на животных и людях продемонстрировали связь между воздействием BPA и неблагоприятными последствиями для здоровья. «Несмотря на это значительное научное свидетельство, правительственные учреждения по всему миру, в том числе в Соединенных Штатах, Канаде и Европе, объявляют BPA безопасным», - сказала она. Одной из причин этого является отсутствие доказательств того, что BPA может влиять на развитие мозга. «Мы хотели предоставить эти доказательства», - сказала Курраш.
Исследование началось с двух групп беременных мышей. Одна группа ела обычную пищу, в то время как вторая группа ела пищу, содержащую низкие дозы BPA. Младенцы этих мышей были выращены до 12-недельного возраста, затем разделены и помещены отдельно в специализированную контролируемую светом среду. Их циклы сна/бодрствования и активность тщательно контролировались в течение четырех месяцев.
Детенышей мыши поддерживали в цикле из 12 часов света и 12 часов темноты в течение четырех недель и 24-часового цикла темноты в течение еще четырех недель. В течение 24-часового темного цикла щенки подвергались воздействию световых импульсов для проверки их способности регулировать свои ритмы в ответ на неожиданные раздражители.
Исследователи обнаружили, что мыши, подвергшиеся воздействию низких доз BPA во время развития в утробе матери, были значительно более активными в течение дня, в котором свет и темнота занимали половину времени. Нарушения циркадных ритмов были сильно увеличены в 24-часовой темный цикл.
Облученные мышью BPA мыши, по-видимому, быстрее адаптируются к новым условиям, как при переходе от полутемного дня к полностью темному, так и в ответ на кратковременные световые импульсы в течение полного 24-часового цикла темноты.
Мыши, подвергшиеся воздействию BPA, обнаруживали изменения в своих суточных моделях и сроках активности, что указывает на нарушение циркадной передачи сигналов. Исследователи также отметили, что эти эффекты были более выраженными, когда животных помещали в 24-часовую темноту.
«В целом, мы пришли к выводу, что воздействие малых доз
гестационного BPA изменяет циркадные ритмы в различных условиях,
и что это может быть фактором, способствующим наблюдаемой
гиперактивности у мышей, подвергшихся воздействию BPA», -
объяснила Курраш.
[Фото: lculig: ru.123rf.com]