Ученые из Кембриджского университета и университета Эссекса (Англия), под руководством доктора Уилла Скайларка (Will Skylark) исследовали, как влияет внешность ученых на восприятие публикой их научной работы. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Для исследования авторы отобрали фотографии ученых с факультетов физики и генетики нескольких университетов США (по 108 ученых каждой специальности) и с факультетов физики и биологических наук нескольких университетов Великобритании (по 200).

В первой серии экспериментов добровольцев попросили посмотреть на фотографии ученых и оценить разные их качества, включая ум, привлекательность и возраст. Вторую группу добровольцев параллельно просили сказать, хотели бы они узнать подробнее о научной работе каждого ученого, и насколько компетентным и аккуратным он выглядит. Оказалось, что людей больше интересует научная работа тех ученых, кто выглядит привлекательнее, компетентнее и высокоморальнее. Кроме того, интерес к исследователям более старшего возраста был чуть выше, а к женщинам — чуть ниже. Цвет кожи при этом значения не имел.

При этом люди были склонны считать, что хорошие исследования делают те ученые, которые выглядят компетентными и высокоморальными. А вот самых привлекательных и дружелюбных с виду публика скорее не склонна считать хорошими исследователями.

Последующие эксперименты показали, что научная новость, к которой прикреплено фото «интересного» ученого, вызывает больший интерес, независимо от пола и возраста ученого а также дисциплины, в которой он работает. А статьи с фотографиями компетентных с виду ученых вызывают у публики больше доверия.

«Похоже, ученые используют впечатление от внешности ученого как источник информации при выборе и оценке научных новостей, — прокомментировал доктор Скайларк. — Пока неясно, насколько это влияет на распространение и восприятие научных идей в обществе, но быстрый рост популярности визуальных медиа позволяет предположить, что важность этого аспекта будет увеличиваться».

Напомним, недавно в ходе другого исследования выяснилось, что людей с большими ушами окружающие могут считать более привлекательными и умными.