Биологи Карельского научного центра РАН пытаются выяснить, как долго вирус SARS-CoV-2 может сохраняться в организме человека и какие клеточные механизмы в этом участвуют. Исследование, поддержанное грантом РНФ, поможет узнать больше о биологии вируса и его взаимодействии с организмом хозяина. Подробнее о работе карельских ученых рассказала руководитель проекта Ольга Викторовна Балан.

Справка. Ольга Викторовна Балан кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории генетики Института биологии Карельского научного центра РАН, старший научный сотрудник Центра медико-биологических исследований отдела комплексных научных исследований Карельского научного центра РАН.

― Правда ли, что так же, как и вирус герпеса, SARS-CoV-2, однажды попав в организм, остается с человеком на всю жизнь?

― Ответ на этот вопрос мы ищем в наших исследованиях. Несмотря на то что после пандемии прошло достаточно много времени, до сих пор точно неизвестно, остается ли этот вирус с человеком навсегда. Некоторые лаборатории в России, в том числе и мы, занимаются поиском механизмов, которые SARS-CoV-2 использует для того, чтобы его частицы сохранялись в организме.

Некоторые РНК-содержащие вирусы, к которым относится и SARS-CoV-2, используют внутриклеточные механизмы самого хозяина для того, чтобы не быть элиминированными, то есть выведенными из организма.

В процессе эволюции вирусы приспосабливаются к тому, чтобы успеть сохраниться в организме. Что касается SARS-CoV-2, то здесь все еще остается очень много вопросов, и чем больше мы изучаем проблему, тем больше их  появляется.

― А что уже удалось достоверно установить?

― Сейчас точно понятно, что для того, чтобы сохраниться, SARS-CoV-2 задействует внутриклеточные механизмы хозяина, поддерживающие РНК организма в стабильном состоянии, что необходимо для быстрой реакции клетки на изменяющиеся факторы среды  и последующей наработки белка.

― Как это сказывается на работе затронутых клеток? Какие у вируса предпочтения в выборе мишеней?

― Вирус атакует в первую очередь эпителиальные клетки, то есть те, что выстилают слизистые оболочки дыхательных путей и кишечника. SARS-CoV-2 также нацелен на клетки кровеносной системы. Какой бы орган человека мы ни взяли, там найдутся клетки, который «облюбовал» этот вирус. Сейчас уже установлено, что коронавирус проникает в организм через клетки, имеющие рецептор ангиотензинпревращающего фермента II типа (ACE2). Этот рецептор присутствует практически во всех наших клетках, но вопрос заключается в том, в каких именно клетках SARS-CoV-2 сохраняется.

― Что говорят об этом ваши эксперименты?

― В своих исследованиях мы использовали венозную кровь человека, содержащую помимо эритроцитов (обеспечивающих транспорт кислорода к органам и тканям) огромное количество других клеток иммунной системы. В качестве объекта изучения мы выбрали клетки врожденной иммунной системы, которые первыми реагируют на появление опасности, играя роль троянского коня: они мигрируют практически во все органы и ткани, превращаясь в макрофаги и обеспечивая иммунную защиту.

Наши исследования клеток крови показали, что вирусные частицы могут детектироваться в организме даже спустя год после перенесенной инфекции.

То, что SARS-CoV-2 может оставаться с человеком надолго, подтвердили и исследования зарубежных коллег, обнаруживших вирусный S-белок в моноцитах спустя полтора года после перенесенной болезни. Тем не менее мы пока не знаем, можно ли считать коронавирусную инфекцию сезонным явлением или же она, как и герпес, присутствует в организме всю жизнь и активируется в моменты ослабления иммунной системы.

Клеточный сортер последнего поколения Future Technology (Китай), приобретенный в рамках национального проекта «Наука и университеты», открывает новые возможности для исследований: прибор не просто анализирует различный состав клеточной популяции, но и может сортировать клетки по заданным параметрам. Фото: Мария Дмитриева / КарНЦ РАН

― Как SARS-CoV-2 взаимосвязан с вирусом герпеса? Эти вирусы усиливают влияние друг друга или, напротив, подавляют?

― Есть множество штаммов герпеса. Они длительно присутствуют в организме, и у них есть так называемые ткани-убежища: это нервные окончания (в том числе и в головном мозге), находясь в которых, вирус прячется от иммунной системы и, когда она ослабевает, начинает атаковать организм. Нечто похожее происходит и с SARS-CoV-2, который становится активным при ослаблении наших защитных сил.

Когда пандемия COVID-19 только началась, было предположение, что люди, зараженные герпесом, менее подвержены коронавирусной инфекции, но на самом деле такой корреляции не существует и любая инфекция, ослабляя иммунитет, делает человека более уязвимым к дополнительным факторам риска, в том числе воздействию других вирусов и бактерий.

― В чем заключается главная сложность при создании лекарств от коронавирусной инфекции?

― В том, что мы не знаем всех мишеней SARS-CoV-2, то есть всех тех клеток, на которые он воздействует. Возможно, со временем удастся затормозить активность вируса с помощью каких-то ферментов, но есть риск, что вместе с вирусной активностью мы будем подавлять и ферментативную активность внутри наших клеток.

Подготовка пробы клеток в лаборатории генетики Института биологии КарНЦ РАН. Фото: Мария Дмитриева / КарНЦ РАН

― Какие еще механизмы, помимо названных вами ранее, помогают SARS-CoV-2 закрепиться в организме?

― Нуклеотидные последовательности вируса кодируют как структурные белки, составляющие его основу (спайковый и капсидный белки), так и неструктурные. Последние, в свою очередь, хоть и не входят в структуру самого вируса, активно помогают уходить от системы клеточной защиты хозяина.

Таким образом, взаимодействие с внутриклеточными факторами и молекулами активирует систему, позволяющую вирусу использовать для своей репликации клеточные ферменты хозяина, а также, как я уже говорила выше, задействовать механизмы, которые в норме используются для стабилизации молекулы РНК и синтеза белков.

Кроме того, один из неструктурных белков вируса активно взаимодействует с белковым комплексом распознавания «свой — чужой». Вирус подавляет активность этого комплекса, блокируя передачу сигнала о том, что в человеческую клетку проник чужеродный элемент. Из-за этого наш организм не может защитить себя должным образом.

― К каким последствиям может приводить такая поломка?

― Я бы не назвала это поломкой. Это скорее блокирование активности белка. Что касается клинических последствий, то, я думаю, практически каждый из нас столкнулся с так называемым постковидным синдромом. В некоторых случаях уязвимость организма, перенесшего коронавирусную инфекцию, может приводить к очень серьезным проблемам, например развитию аутоиммунных заболеваний: ревматоидного артрита, системной красной волчанки, сахарного диабета и других. В данном случае ковид выступает триггером заболевания, которое при отсутствии вируса могло бы никогда и не появиться в жизни пациента.

― Это касается последствий впервые перенесенной инфекции или повторные случаи заражения тоже могут приводить к такой картине?

У нас есть некоторая статистика, показывающая, что люди больше подвержены развитию тяжелых недугов после второго случая заражения  SARS-CoV-2, но здесь речь идет о фиброзных заболеваниях. Если же говорить об аутоиммунных диагнозах, то больше всего их было после первично перенесенной инфекции. Коронавирус очень многогранен и способен приводить к большому количеству разных последствий. Нужно помнить, что это многофакторное заболевание, затрагивающее практически весь организм, и сказать, в каком конкретно органе произойдут изменения и к какой клинической картине это приведет, не представляется возможным.

SARS-CoV-2 может детектироваться в клетках крови человека даже спустя полтора года после перенесенного заболевания. Фото: phonlamaiphoto / 123RF

― Сколько времени, на ваш взгляд, потребуется, чтобы установить, как долго SARS-CoV-2 сохраняется в организме?

― Сложно сказать точно. Я думаю, что самое главное ― понять механизмы, которые вирус использует, чтобы закрепиться в организме, и тогда ответ на ваш вопрос будет найден.

― Наш геном содержит элементы более древних вирусов. В чем их польза?

― Могу предположить, что благодаря тому, что в наш организм интегрировано такое большое количество различных повторов и нуклеотидных последовательностей от вирусов, мы имеем большой спектр антител, позволяющих нашему врожденному иммунитету бороться с различными инфекциями и заболеваниями.

― О каких повторах идет речь?

― В геноме человека (как и других организмов) есть так называемые мобильные генетические элементы, среди которых ― короткие повторяющиеся последовательности ДНК, появившиеся в результате обратной транскрипции коротких молекул РНК (SINE-повторы). Часть этих повторов — не что иное, как остатки прошлых ретровирусных (РНК) инфекций, перенесенных когда-то человеком.

― Как человек, профессионально изучающий SARS-CoV-2, что бы вы посоветовали, дабы избежать опасных последствий встречи с вирусом?

― Следить за здоровьем. Стандартные рекомендации для профилактики любой вирусной инфекции включают в себя правильный режим труда и отдыха, отсутствие переохлаждений и т.п.; не менее важно правильно питаться и своевременно обеспечивать себя необходимыми витаминами, и тогда защитные силы организма позволят нам быть менее восприимчивым к любым инфекциям.

Все фотографии в материале: Александр Козлов / «Научная Россия»