Владимир Фортов о новых элементах периодической системы

Периодическую таблицу Д. Менделеева официально пополнили четыре новых элемента, синтезированных в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, с порядковыми номерами 113, 115, 117 и 118. Два из них получили «российские названия»: московий и оганессон. Открытие этих элементов стало знаменательным для отечественной науки. И не только для отечественной, но и для мировой — как отметил президент Российской академии наук академик Владимир Фортов. Он прокомментировал это важное событие.

— Открытие новых элементов — всегда передовой фронт современной физики. Возможно ли получить еще более тяжелые элементы — это большая загадка. Есть такая интрига, которая называется «островом стабильности». Теория предсказывает, что в ряде случаев более тяжелые элементы могут быть стабильнее более легких. Обычно бывает по-другому. Сегодня охота за такими элементами — очень важная часть современной ядерной физики. И тут надо сказать, что наши ученые — в частности ученые из Дубны во главе с академиком Юрием Цолакович Оганесяном — занимают самые передовые позиции.

Синтез новых тяжелых элементов — заслуга не только российских ученых, но и японских и американских коллег из Ливерморской национальной лаборатории им. Э. Лоуренса, Национальной лаборатории Ок-Ридж, а также Института физики тяжелых ионов в Дармштадте, Университета Вандербильта и Университета Теннесси в Ноксвилле. Такая кооперация предполагает проведение очень трудных экспериментов — как, например, эксперименты на громадном ускорителе, который работает месяцами, чтобы наработать лишь миллиграммы новых элементов. При этом элементы получаются в очень небольших количествах и живут они всего несколько миллисекунд. За это время ученые должны провести химический и спектроскопический анализ, кристаллографию микроскопического количества полученных веществ и доказать, что это действительно новые элементы, а не какие-то побочные эффекты при эксперименте. Обычно эти эксперименты длятся очень долго, а вся работа занимает несколько лет или даже десятилетий.

— Вы знаете, нобелевский лауреат Ганс Бете говорил, что интеллектуальные усилия в области ядерной физики, которые были затрачены человечеством, превосходят, по его мнению, интеллектуальные усилия, затраченные на всю другую науку. То есть это очень трудная и фундаментальная область. И несмотря на разного рода эмбарго и осложнение международной обстановки, когда речь идет о науке, о передовом фронте науки, ученых ничто не может остановить — они решают работать вместе неформально: американские и японские ученые работают на наших ускорителях, наши — приезжают к иностранным коллегам и у них проводят анализ элементов. Это пример научного сотрудничества, которое не ослабевает в самые сложные политические времена. И этот канал научного взаимодействия никогда не перекрывался, а наоборот — становился более открытым.

Если посмотреть на периодическую таблицу Д. Менделеева, то мы увидим, что многие элементы названы в честь выдающихся ученых. Фермий, эйнштений, флерий, лоуренсий... Теперь этот ряд пополнил и оганесон, названный в честь академика Юрия Оганесяна. И в целом российская наука, по словам Владимира Фортова, прилично представлена в периодической системе: порядка семи элементов носят фамилии наших ученых. И примерно такое же количество названо в честь географических объектов: дубний, московий...

— Я поздравляю ученых из Дубны и особенно Юрия Цолаковича. Я считаю его одним из самых выдающихся физиков, которые является еще и патриотом, кроме всего прочего. Он продолжает дело [сооснователя ОИЯИ в Дубне, академика АН СССР Георгия Николаевича] Флерова — и это очень важно.

московий mc нихоний nh оганесон og периодическая таблица менделеева президент ран владимир фортов теннессин ts юрий оганесян