Ученые Сара и Сет Бродштейн (Sarah and Seth Bordenstein) из университета Вандербильдта в США впервые описали случай «кражи» участка ДНК вирусом у многоклеточного животного. Статью об этом, опубликованную в журнале Nature Communications, пересказывает BBC News.
«Вором» оказался вирус-бактериофаг WO, паразитирующий на бактериях рода Wolbachia. Эти бактерии, в свою очередь, живут в клетках насекомых и паукообразных. Как раз у пауков рода черные вдовы (Latrodectus) WO и позаимствовал несколько генов, кодирующих синтез их яда латротоксина.
Зачем вирусу паучиный яд? Дело в том, что латротоксин способен растворять оболочки клеток. Благодаря этому бактериофаг может легко проникать в клетки насекомых и пауков, находить там нужные ему бактерии, размножаться с их помощью, а потом покидать клетки животного тем же путем.
В качестве «бонуса» позаимствованные гены помогают вирусу обманывать иммунную систему пауков и насекомых, которая в противном случае могла бы атаковать подозрительного чужака.
Авторы исследования говорят, что это уникальный случай — до сих пор считалось, что вирусы могут «красть» гены только у бактерий. Однако образ жизни бактериофага WO сделал это необходимым: ведь ему приходится преодолевать защитные механизмы сразу двух таких непохожих друг на друга живых существ, как паук (или насекомое) и бактерия.
В принципе же «кража» генов одного живого существа другим — не такое уж редкое явление: современная биология открывает все больше таких случаев. Мы писали о том, как морской слизень Elysia chlorotica «одолжил» гены у водоросли, которой он питается, чтобы заняться фотосинтезом и вырабатывать питательные вещества самостоятельно. А у тихоходок (Tardigrada) и вовсе примерно 1/6 часть генов чужая — благодаря чему они способны выживать даже в открытом космосе.