Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий

Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий

© Гавриил Григоров / ТАСС

31 августа в ТАСС в онлайн-формате прошло открытое заседание Совета Российского союза ректоров, где были презентованы результаты пятого выпуска Московского международного рейтинга «Три миссии университета». Помимо президента Российского союза ректоров Виктора Садовничего, директора Ассоциации составителей рейтингов Дмитрия Гришанкова, о пятом выпуске рассказали ректоры ведущих региональных вузов, которые тоже принимали участие в составлении рейтинга.

В начале заседания Виктор Антонович рассказал об истории возникновения Московского рейтинга. Как он пояснил, ранжирование университетов было и в 70-х годах. В одном из первых рейтингов – рейтинге Института Гэллапа, который для исключения претензий в необъективности не рассматривал американские вузы, поместил некоторые российские университеты на почётные лидирующие позиции. Из-за трудных времен этот рейтинг перестал существовать. На смену ему уже в двухтысячных пришли другие, от бизнес-структур, затем новые, в том числе известные и по сей день “THE”, “Qs”, Шанхайский рейтинг. Российские университеты в этих рейтингах были уже в конце списков.  В дискуссиях с создателями этих рейтингов пришли к выводу, что новые рейтинги обладают некоторым недостатком с точки зрения успешности российских вузов: они не охватывают всей полноты системы отечественной высшей школы. И в 2017 году президент России дал поручение поддержать предложение Союза ректоров создать новый международный рейтинг.

Новый рейтинг не сразу стал признанным. Но после того, как его качество было подтверждено не только российским экспертным советом, но и международным внешним аудитом, который осуществляли: PwC, IREG, Международный экспертный совет, к этому рейтингу стали прислушиваться. Особенность рейтинга в том, что он рассматривает университеты со стороны значимости для общества, со стороны «третьей миссии» университета, которая ранее оставалась вне поля зрения. Две другие миссии: образовательная и научная. Так пояснил Виктор Садовничий: «Конечно, мы учим, конечно, мы занимаемся наукой, но в каждой стране университет – стержень развития общества. Это как-то не видели другие рейтинги. Поэтому наш рейтинг стал «разворотным»».

Российские вузы в рейтинге "Три миссии университета"Из презентации Виктора Садовничего

Российские вузы в рейтинге "Три миссии университета"
Из презентации Виктора Садовничего

 

Тем не менее, рейтинг способен выстраиваться под миссии каждых университетов, это позволяют сделать специальные инструменты рейтинга. Так можно сравнить показатели университетов, например, по количеству победителей в олимпиадах, иностранных студентов, онлайн-курсов, цитируемости, интернет-коммуникациям и другим.  Директор Ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Гришанков поделился планами по развитию рейтинга, которые были приняты на заседании рабочей группы Российского союза ректоров по стратегическому академическому лидерству 22 апреля 2021 года: на основе рейтинга создать линейку отраслевых предметных рейтингов, позволяющих оценивать конкурентные позиции российских университетов по отдельным направлениям, рекомендовать Минобрнауки и вузам использовать рейтинг при принятии управленческих решений, обратиться к Рособрнадзору с предложением использовать рейтинги «Три миссии университета» при проведении аккредитационных процедур при осуществлении контрольных функций.

Дмитрий Афанасьев. Источник фото: Минобрнауки РФ

Дмитрий Афанасьев. 

Источник фото: Минобрнауки РФ

 

Заместитель главы Минобрнауки РФ Дмитрий Владимирович Афанасьев рассказал о позиции Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по отношению к рейтингу «Три миссии университета»: «Министерство считает, что такой инструмент крайне важен и полезен, поскольку позволяет компактно, содержательно, наглядно дать представление о деятельности конкретного вуза, его конкурентных позициях. Этот рейтинг – интеллектуальная разработка, отражающая современные тенденции в развитии высшего образования, и как подчеркивает его название, он не сводится к традиционным функциям образования и научных исследований, но подчеркивает расширяющуюся социальную и общественную роль университетов и высшего образования в современном обществе».

Во время заседания выступили и представители ректорского сообщества из регионов России. Они рассказали о том, каков их взгляд на Московский рейтинг университетов «Три миссии университета».

Сергей Николаевич Иванченко, вице-президент РСР, ректор Тихоокеанского государственного университета: «Основная особенность рейтинга «Три миссии университетов» -  в том, что он идёт от Российского союза ректоров. Мы представляем свою позицию и видим позицию наших университетов в мире исходя из взглядов отсюда, из России. Рейтинг не стоит на месте, каждый год он совершенствуется, начинали с 300 университетов, и сейчас вышли на передовые позиции – охват в 1650 университетов, этим не может похвастаться ни один мировой рейтинг».

Вице-президент РСР, ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Александрович Ендовицкий во время выступления отметил, что помимо уже отмеченных в рейтинге показателей, университеты хранят и культурное наследие, что тоже можно было бы отразить в рейтинге. В качестве примера он привёл последние события: «В результате очень серьёзной работы Министерства иностранных дел РФ, Министерства иностранных дел Германии, Воронежскому государственному университету удалось вернуть 91 редкую книгу, украденную в годы Великой Отечественной Войны. Все эти книги – книжные памятники, соответственно, это мощнейшее влияние вуза на гуманитарную среду страны. Как оценивать такие событийные мероприятия, которые, безусловно, оказывают мощнейшее влияние? Нам предстоит и дальнейшая работа по совершенствованию нашего рейтинга».

Следующая тема прошедшей конференции в ТАСС была посвящена уже результатам набора в Московский государственный университет в 2021 году. Первый и главный вопрос, который задали Виктору Антоновичу – в каком формате будет проходить обучение в связи с пандемией?

Как сказал Виктор Антонович, обучение начнётся очно, первого сентября, но МГУ не исключает дистанционных методов обучения. В некоторых случаях это даже удобнее, потому что, нарисовав какие-то формулы на электронном носителе, легче будет вернуться к этим записям и продолжить дискуссию, в отличие от обычных досок. К тому же, дистанционные методы позволяют провести занятие на большое количество человек, но последующее обсуждение будет уже в группах. Очное обучение будет проходить согласно рекомендациям по нераспространению пандемии: в кампусах установлены устройства по измерению температуры, санитайзеры, а студенты или сотрудники, которые не успели вакцинироваться от коронавируса, смогут это сделать прямо в МГУ.

Не останутся поступившие и без праздника – 1 сентября, Дня знаний, который пройдёт в традиционном формате. День знаний начнётся с лекции, затем выступят высокие гости, победители международных конкурсов, олимпийские чемпионы.  После обеда возле памятника М.В. Ломоносова будет организована «Ярмарка знаний». Там будет демонстрация достижений современной науки.