11 мая в стенах Шуваловского корпуса Московского Государственного университета прошла VI Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста». На конференции обсуждали важные вопросы модернизации системы образования детей дошкольного возраста и применения инноваций в ходе их обучения.
Конференция началась в актовом зале Шуваловского корпуса и открыл ее ректор Московского университета, академик РАН — Виктор Антонович Садовничий.
Виктор Антонович поприветствовал всех присутствующих и выразил благодарность за участие в такой важной конференции. Главной темой его речи была «Роль университетов в процессе воспитания». Он убежден, что именно университеты являются тем важным переходным этапом, необходимой ступенью, когда ребенок становится взрослым человеком, поэтому очень важно правильно и грамотно его воспитать и дать необходимое образование.
Садовничий также вспомнил знаменитого советского психолога Льва Семеновича Выготского (чье 120-летие со дня рождения мы праздновали в 2016 году), который первым показал всему миру, насколько важную роль играет взрослый в мире культуры отдельного ребенка. Выготского еще не раз будут вспоминать на этой конференции, и что самое важное, что даже зарубежные ученые и психологи, выступавшие со своими докладами, понимали важность открытий Выготского.
Виктор Антонович закончил свою речь вопросом — каков наш современный ребенок. По его мнению, на этот вопрос необходимо ответить, чтобы правильно выстроить систему образования и максимально развить ребенка.
Выступления продолжила президент Российской академии образования, академик РАО – Людмила Алексеевна Вербицкая. Людмила Алексеевна напомнила присутствующим о том, что 2017 объявлен годом экологии. Программа экологического образования с каждым годом модернизируется, а такое словосочетание как «экологический подход» или «психологическая экология» все чаще используются по отношению к ребенку. К взрослым приходит понимание того, что воспитывать и развивать ребенка необходимо с самого начала — еще когда он находится в утробе матери. Людмила Алексеевна отметила: «Мне кажется очень важным, и сейчас понимание этого опять возрождается в нашем обществе — ребенком, его развитием нужно заниматься с того самого момента, когда он зародился в организме матери. Именно потому, что все механизмы формируются в ребенке именно в этот период». Вербицкая привела очень интересный пример на тему формирования всех механизмов в ребенке, пока он в утробе матери.
Примерно 40-45 лет назад появились очень любопытные исследования детей, которые только формируются в утробе матери. Они проходили на тот момент в известном медицинском центре в Грузии. Двое ученых исследовали первый крик новорожденного, и оказалось, что у детей разных происхождений крик отличался. Оказывается, очень многое зависит от того, на каком языке разговаривает мать и окружающие, начиная с самого начала зарождения ребенка. Именно на этом этапе формируется ротовой аппарат человека.
Еще одной очень важной и непростой задачей Российской академии образования является создание необходимых методик для развития детей с серьезными проблемами здоровья. К сожалению, таких детей не становится меньше, но Людмила Алексеевна предоставила видимые результаты и успехи в этой области преподавания и развития детей. Теперь, дети, рожденные глухими, а значит и немыми, после необходимых операций и прохождения специального образования, построенного на методиках, разработанных учеными из института, которым руководит Николай Малофеев могут заговорить. Что и продемонстрировала на видео Людмила Алексеевна — девочка лет 7 с выражением прочитала вступление «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина. Поразительно и очень сложно представить себе, что еще пару лет назад она не могла ни слышать, ни говорить.
«Дети это наше будущее», — заключила Людмила Алексеевна. Она очень рада, что дошкольное образование становится необходимым предметом изучения и улучшения.
Приветственные слова также произнесли Любовь Николаевна Духанина, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, представители Министерства образования и науки, Российского психологического общества.
Участники конференции стали свидетелями подписания меморандумов о сотрудничестве между Российским психологическим обществом и Американской психологической ассоциацией и Испанской психологической ассоциацией. Меморандумы подписали с российской стороны Юрий Петрович Зинченко, с американской президент ассоциации Антонио Пуэнтэ, а с испанской - президент ассоциации Франциско Сантолая.
Оба президента зарубежных психологических ассоциаций поблагодарили за сотрудничество и за участие в этой Международной конференции по дошкольному образованию.
После приветственных слов в главном зале началось Пленарное заседание, на котором были представлены доклады ученых, профессоров, докторов наук разных стран на темы связанные с образованием ребенка дошкольного возраста. Многие исследования были посвящены изучению роли культурных знаний и развития языковых навыков в период воспитания и образования ребенка до семи лет. Также были исследованы игровые методики и их необходимость в развитии ребенка. Среди обсуждаемых тем было уделено внимание изучению психического здоровья и состоянию младенца.
Для участников конференции была подготовлена выставка «Современное дошкольное образование», на которой представлены инновации, способные облегчить и улучшить воспитание и развитие детей младше семи лет. Выставка позволяла не только увидеть, но и попробовать эти инновации на себе. И что самое главное, научные достижения были представлены не только как новые компьютерные сервисы или технологии, взаимодействие с которыми напоминает взаимодействие ребенка со смартфоном или другим гаджетом, но и инновации в сфере игровых ресурсов. Были представлены новые игры, которые помогают развивать восприятие младенца и ребенка дошкольного возраста.
После пленарного заседания каждый участник нашел для себя интересную научную секцию. Например, в этом году были представлены следующие секции: «Подготовка педагогических кадров», «Игровая деятельность детей: проблемы и подходы» и другие.
Все участники конференции отмечали, что уровень значимости дошкольного образования растет с каждым годом. Это заметно и по тому, как с каждым годом увеличивается число стран, участвующих в конференции.