Сегодня, 2 мая — Всемирный день астрономии (или Весенний день астрономии). Отмечать этот праздник предложил в 1973 году президент Астрономической Ассоциации Северной Калифорнии Д.Бергер. Девизом стали слова: «Несущие астрономию людям».

Астрономия — это наука о небесных телах. В переводе с греческого «астрон» — это «звезда», а «номос» — «закон».

В США астрономия едва ли не самое популярное хобби у большинства населения. В нашей стране наблюдать за ночным небом тоже очень любят, в России действует огромное количество астрономических кружков, школ и курсов, с регулярными выездами на природу. С развитием технологий ученые-астрономы не так часто стали "смотреть в небо", расчеты выполняются в кабинете: это методичная и кропотливая работа, и возможно, не столь романтичная, как ее представляют другие.

«Представление о том, что астроном всю ночь проводит рядом с телескопом в единении с Вселенной, нужно отбросить. Даже современный астроном-наблюдатель к телескопу подходит очень редко. Если вы хотите связать свою жизнь с астрономией, важно уяснить – работа современного астронома не связана с наблюдением глазом в телескоп. Современная астрономия – это мощный раздел физики. Для того, чтобы ей заниматься, нужно хорошо знать физику, математику, и, конечно, основы программирования», — говорит заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрий Вибе.

Разве можно остаться равнодушным, видя россыпь сверкающих огней на ночном небе? Наблюдать за небом, делать предположения о том, как взаимосвязаны Земля и звезды, другие планеты, люди любили всегда. Астрономией увлекались с очень давних времен, подобные наблюдения вели и майя, и ацтеки. Ситуация кардинально изменилась с появлением телескопа. Именно тогда стало возможным появление настоящего научного знания о небе.

В 1608 году телескоп (как зрительная труба) был изобретен голландским очковым мастером Иоганном Липперсгейем. Галилео Галилей первым направил телескоп, созданный им собственноручно, в небо для астрономических наблюдений. И то, что он увидел, оказалось невероятным.

«Взглянув на планету Юпитер, Галилей обнаружил несколько обращающихся вокруг него небольших спутников. Отсюда следовало, что не все небесные тела обращаются вокруг Земли, как считали Аристотель и Птолемей. Примерно в то же время Кеплер уточнил теорию Коперника, предположив, что планеты двигаются не по круговым орбитам, а по эллипсам, благодаря чему удалось добиться согласия предсказания теории с наблюдениями. Всё это окончательно добило систему мира Птолемея»‎ Стивен Хокинг, Леонард Млодинов "Кратчайшая история времени"

Огромная заслуга в развитии нашего понимания об устройстве Солнечной системы принадлежит также Иоганну Кеплеру, продолжателю дела Коперника. Ученые называют Кеплера "законодателем неба", ведь он объяснил законы, по которым совершается движение небесных тел в Солнечной системе. В марте 2009 года NASA запустило в космос телескоп, названный именем Кеплера. За время своей работы космическая обсерватория сделала важные научные открытия, включая открытие планет похожих на Землю, где, предположительно, может существовать жизнь.

Одну из величайших революций в мировой науке в XX веке совершил американский астроном Эдвин Хаббл,  впервые показавший, что наша Вселенная расширяется. Позже в его честь был назван  самый известный из космических телескопов в мире ("Хаббл") — совместный проект NASA и Европейского космического агентства. Этот телескоп показал снимки протопланетных дисков, планеты вне Солнечной системы, черные дыры и многое другое.

Почти год назад в космос была запущена астрофизическая обсерватория "Спектр-РГ" — российский проект с участием Германии в рамках Федеральной космической программы РФ по заказу РАН. С помощью аппарата ученые хотят составить подробную карту Вселенной в рентгеновском диапазоне. "Спектр-РГ" в течение четырех лет будет находиться в точке Лагранжа L2, в 1,5 млн км от Земли. За время своего полета "Спектр-РГ" уже увидел и показал нам  квазары, сверхмассивные черные дыры и другие интересные объекты. Благодаря этой космической обсерватории, сегодня у ученых уже есть рентгеновская карта трети всего неба. Ожидается, что с помощью аппарата удастся даже измерить плотность тёмной энергии

День астрономии традиционно отмечается два раза в год: весной и осенью. Весенний — в субботу, в период с середины апреля до середины мая, вблизи или перед 1-й четвертью Луны. Осенний — в период с середины сентября до середины октября. Неделя с понедельника до воскресенья, включающая День астрономии, называется Неделей астрономии .

ГЛАВНЫЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ МАЯ 2020:

5 мая — максимум активности метеорного потока эта-Аквариды. Ожидаемое зенитное часовое число 50. Растущая Луна в фазе, близкой к полнолунию, существенно помешает наблюдениям.

22 мая — Венера (-4,3 зв. вел.) проходит в ~1° от Меркурия (-0,6 зв. вел.).

23-24 мая — комета C/2017 T2 (PANSTARRS) (+8,5 зв. вел.) проходит в 1° от пары относительно ярких галактик М81 «Боде» и М82 «Сигара».

24 мая — тройное соединение молодой Луны (Ф=0,04), Венеры (-4,2 зв. вел.) и Меркурия (-0,4 зв. вел.) на вечернем небе.

27 мая — молодая Луна (Ф=0,25) проходит в ~1° от рассеянного звездного скопления М44 «Ясли» (Улей). Комета C/2020 F8 (SWAN) проходит перигелий на расстоянии 0,43 а.е. от Солнца при прогнозируемом блеске +3,5-4 зв. вел.(Источник)