Вернуть почве плодородие поможет разработка российских ученых

Ученые МГУ разработали новые перспективные мелиоранты на основе гуминовых веществ.

Как вернуть почве плодородность, улучшить ее структуру и сохранить экологию? Ответ знают сотрудники факультета почвоведения и химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Они синтезировали экологически чистые вещества — мелиоранты, которые улучшают почву с помощью гумуса. Ученые опубликовали результаты в Journal of Soils and Sediments и получили три патента на изобретение, сообщает пресс-служба вуза.

Мелиоранты — это искусственные вещества, которые повышают плодородность почвы и увеличивают урожай. Их активно используются в сельском хозяйстве. Но встает вопрос экологичности этих веществ. Ученые из МГУ решили создать силоксан-гуминовые полиэлектролитные комплексы на основе гуминовых веществ угля и торфа. «Это позволить вернуть в почву важнейший сельскохозяйственный ресурс — гумус — в наиболее ценном, биоинертном, состоянии», — говорится в сообщении. Напомним, что гумус — это главный компонент почвы, который производят дождевые черви и микроорганизмы.

Ученые полагают, что синтезированные ими вещества станут источником азота в почве. «Ожидается, что предлагаемые силоксан-гуминовые комплексы способны модифицировать минеральную поверхность почвенных частиц путем образования органических пленок, гидрофобизующих поверхность почвенных частиц, что должно привести к улучшению почвенной структуры», — цитирует пресс-служба слова автора статьи Ирины Перминовоой, ведущего научного сотрудника кафедры медицинской химии и тонкого органического синтеза химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ученые с химического факультета проводили синтез и оценивали характеристики силоксан-гуминовых полиэлектролитных комплексов, а высвобождение азота исследовали на факультете почвоведения. Авторы работы применяли ЯМР-спектроскопию и гель-хроматографию, метод малоуглового рентгеновского рассеяния и другие новейшие подходы.

Ученые надеются, что им удастся получить новые, экологически чистые, мелиоранты из безопасного гуминового сырья. С их помощью агрономы повысят плодородие почв и урожайность сельхоз культур.

гумус мелиоранты плодородие почвы силоксан-гуминовые полиэлектролитные комплексы