Ускоритель частиц SuperKEKB, в десятки раз превышающий по мощности Большой адронный коллайдер, начинает работу в Японии. Эксперименты на нем будут проводить, в частности, новосибирские физики, которые ранее создали многие составляющие установки, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Института ядерной физики (ИЯФ) СО РАН.

Российские физики разработали и собрали один из ключевых элементов детектора — 40-тонный электромагнитный калориметр, а также электронику и программное обеспечение для детектора, более 700 вакуумных камер и 220 корректирующих магнитов, применяемых в ускорительном кольце коллайдера. Кроме того, новосибирские ученые предложили новые методы анализа экспериментальных данных, которые улучшат точность измеряемых параметров частиц.

Использование нового ускорителя позволит, как надеются ученые, заниматься поиском и наблюдением явлений, выходящих за рамки Стандартной модели. В частности, на SuperKEKB будут изучаться свойства необычной частицы — мезона Z(4430). Обычно мезоны содержат два кварка, однако этот мезон, согласно наблюдениям физиков, состоит из четырех элементарных частиц. Впервые мезон Z(4430) наблюдали японские физики, впоследствии его существование подтвердилось в ходе экспериментов на БАК.