Окаменелые следы и, реже, отпечатки ладоней можно найти по всему миру. Их оставили древние люди, занимаясь своими повседневными делами. В новой статье, опубликованной в журнале Science Bulletin, международная группа ученых описывает сознательно сделанные древние отпечатки рук и стоп, которые, как утверждают авторы, представляют собой искусство. Новость появилась на портале EurekAlert!. 

Изображения с отпечатками рук обычно встречаются в доисторических пещерах. Как правило, ладонь используется в качестве трафарета, который обводят по краю пигментом. В пещерах в Сулавеси (Индонезия) или в Эль-Кастильо (Испания) есть несколько примеров, которые являются старейшими из известных на сегодняшний день. Ученые называют этот вид искусства париетальным искусством – «неподвижным», «пещерным» искусством. 

Высоко на Тибетском плато команда под руководством профессора Дэвида Чжана из Университета Гуанчжоу нашла следы рук и ног, сохранившиеся в травертине от горячего источника. Травертин – это пресноводный известняк, в этом случае он откладывался из горячих вод, питаемых геотермальным теплом. Известковый налет, который скапливается в вашем чайнике, является аналогом этого. В мягком состоянии травертин позволяет оставить отпечаток, но затем затвердевает.

Судя по размеру следов, пять отпечатков рук и пять следов ног были аккуратно нанесены, вероятно, двумя детьми. Отпечатки не остались при обычной ходьбе и, по всей видимости, были размещены намеренно. Ребенку, оставившему следы, вероятно, было около 7 лет, а другому, оставившему отпечатки ладоней, чуть больше – 12 лет.

Команда ученых датировала травертин с помощью радиометрического метода, основанного на распаде урана, обнаруженного в известняке. Возраст удивляет, учитывая, что месторождения датируются примерно 169-226 тысячами лет назад. Это приходится на средний плейстоцен (середина ледникового периода) и является свидетельством самого раннего человеческого проживания, обнаруженного на Тибетском плато. Возраст также делает находку старейшим образцом париетального искусства в мире.

[Иллюстрация: GABRIEL UGUETO]