Об этом говорят пятна краски, обнаруженные на окаменелых зубах женщины, которая была похоронена около 1000 лет назад у средневекового монастыря в немецкой земле Дальхайм. Открытие указывает на то, что женщина, возможно, была писцом или книжным оформителем, и на то, что не только монахи имели право писать и иллюстрировать религиозные тексты, пишет портал Science News. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science Advances.

По словам археолога Аниты Радини (Anita Radini) из Йоркского университета (Великобритания) и ее коллег, пигментные пятна, найденных на окаменелости, оставлены ультрамарином – краской синего цвета, которую раньше получали из камня лазурита, измельченного в порошок. Хорошо проиллюстрированные религиозные рукописи, созданные в Средние века в Европе примерно 500-1600 лет назад иногда украшали редкими и дорогими материалами, такими как ультрамарин и сусальное золото. Новое открытие поддерживает недавние исторические исследования, которые доказывают, что не только монахи работали над этими богато украшенными книги. Монахини тоже.

Женщину «книжника» обнаружили в рамках исследования, посвященного изучению химического состава окаменелых зубов людей, похороненных рядом с женским монастырем в Дальхайме (Германия). Радиоуглеродный анализ показал, что женщина умерла примерно 1000-800 лет назад. Ученые полагают, что она скорее всего облизала кончик кисти, чтобы сделать тонкую точку во время оформления книги. Краска могла попасть на зубы и по другим причинам. К примеру, женщина могла приготовить краску для себя или для других писцов, либо употреблять порошкообразный лазурит, возможно, в медицинских целях, или же ритуально целовать изображения святых, читая молитвенники. Однако, эти сценарии менее вероятны, считают исследователи.

Из монастыря Дальхайм, разрушенного пожаром в XIV веке, не сохранилось ни одной книги, и мало что известно о его жителях. Но полученные в последнем исследовании данные позволяют предположить, что анализ окаменелостей может помочь идентифицировать других людей, которые издавали книги в средневековых религиозных общинах Европы.

[Фото: CHRISTINA WARINNER, STULLKOWSKI/WIKIMEDIA COMMONS]