Портрет Джеймса Кука. Работа Натаниэла Дэнс-Холланда, примерно 1775 года. Источник фото: Википедия

Портрет Джеймса Кука. Работа Натаниэла Дэнс-Холланда, примерно 1775 года. Источник фото: Википедия

 

26 августа 1768 года небольшой корабль «Индевор» («Попытка») вышел из английского города-порта – Плимута. Для опытного мореплавателя Джеймса Кука это была первая кругосветная экспедиция. Основная и официальная цель, которую перед Джеймсом Куком поставило Адмиралтейство – наблюдение прохождения Венеры через диск Солнца. Но в соответствии с секретным приказом, Джеймс Кук после астрономических наблюдений должен был отправиться на поиски «Неведомой Южной земли». 

Ещё в 1663 году шотландский математик Джеймс Грегори предложил использовать транзиты Венеры или Меркурия через солнечный диск для определения расстояния между Землей и Солнцем. Эти события довольно редкие. Наблюдение транзита Венеры в 1761 году потребовало усилий 120 наблюдателей из 9 стран, но из-за плохих погодных условий они не оказались успешными. Следующий транзит должен был быть в июне 1769 года, а потом лишь через два столетия. Было решено, что одной из площадок по наблюдениям за ближайшим транзитом Венеры станет остров Таити. Там уже был установлен контакт с местными жителями, были известны и координаты. 

На борту – 80 членов команды и 11 учёных. 10 апреля 1769 года они достигли Таити. Уже в этом, первом своём кругосветном путешествии, выполняя приказы Адмиралтейства, Джеймс Кук установил строгую дисциплину в общении членов экспедиции с аборигенами – необходимо было избегать насилия, а вопросы решать на взаимовыгодных условиях. Хотя ранее европейцы не отличались миролюбивой политикой в своих путешествиях, им удалось установить хорошие отношения с туземцами. На Таити построили обсерваторию, с которой можно было наблюдать за Венерой с устойчивой позиции. Но для безопасности, всё же, место наблюдений – «Форт Венеры» было окружено частоколом и рвом, пушками, фальконетами и защищалось гарнизоном в 45 человек. 

Фото: Наброски транзита Венеры 1769 года, сделанные капитаном Джеймсом Куком и Чарльзом Грином. На рисунке видны различия в наблюдениях, которые демонстрируют «эффект черной капли». Источник фото: Википедия

Фото: Наброски транзита Венеры 1769 года, сделанные капитаном Джеймсом Куком и Чарльзом Грином. На рисунке видны различия в наблюдениях, которые демонстрируют «эффект черной капли». Источник фото: Википедия

 

Джеймс Кук и Грин Соландер провели независимые наблюдения. Было важно зафиксировать каждый этап транзита, ведь следующий будет лишь в 1874 году. В своём дневнике Кук писал, что погода была очень благоприятной: на небе ни облака. Но вопреки ожиданиям, точный момент фаз было зафиксировать невозможно. Во время транзита Венеры, когда она виднеется маленькой чёрной точкой, что движется по Солнцу, на второй и третьей фазах появляется маленькая «слеза», которая соединяет Венеру с Солнцем. Таким образом, Джеймс Кук и Грин Соландер изобразили транзит Венеры по-разному. Кук связал размытость Венеры с возможным наличием атмосферы у этой планеты. Тем не менее, разнившиеся данные не способствовали точным расчётам расстояния Земли от Солнца. Хотя у учёных почти получилось. Британский математик и астрономТомас Хорнсби, по данным последних наблюдений в 1771 году, написал, что «среднее расстояние от Земли до Солнца составляет 93 726 900 английских миль», а это лишь на 0,8% отличается от известных нам данных. Сегодня астрономическая единица составляет 149 597 870 км. 

Помимо астрономических исследований, во время поездки учёные, что прибыли с Куком, провели ботанические и геологические исследования, открыли вулкан. После наблюдений на острове, Кук направился к берегам Новой Зеландии. Вместе с европейцами на борту был и местный вождь Тупия вместе с его слугой. Он хорошо ориентировался в близлежащих островах и мог быть переводчиком. Во время дальнего плавания Джеймс Кук заметил, что Новая Зеландия – два самостоятельных острова, которые разделены на две части. Пролив, который их разделял, назвали его именем. Продолжение пути было с большими потерями в составе команды. Корабль сел на мель и сильно повредил обшивку. В поисках места, где можно было заделать пробоину, корабль передвигался с дырой, которую едва прикрывала парусина. После того, как заделали дыры, оказалось, что корабль отрезан от моря Большим Барьерным рифом. Двигаться пришлось медленно, огибая мель и подводные скалы. На корабле началась цинга, в Индонезии на борт проникла и малярия. Когда «Инденвор» входил в порт Кейптауна, на корабле оставалось лишь 12 человек, которые были способны продолжать работу.  Чтобы завершить плавание, пришлось доукомплектовывать команду. 12 июля 1771 года экспедиция вернулась в Англию. Открыть «Неведомую Южную землю» не удалось, но по возвращению на родину Кук всё равно был произведён в капитаны 1-го ранга. 

Подготовлено на основе материалов из открытых источников.

Австралийская реконструкция корабля «Индевор». Фото: Википедия

Австралийская реконструкция корабля «Индевор». Фото: Википедия