В Москве на площади Академика Келдыша в ЮЗАО 4 сентября 2024 г. состоялась презентация проекта будущего монумента ученым-исследователям космоса. Ученые Института космических исследований (ИКИ) РАН во главе с его директором членом-корреспондентом РАН Анатолием Алексеевичем Петруковичем открыли на площади тематическую фотовыставку и рассказали о новом «космическом диаметре» Москвы, начало которому также будет положено там.

«Проект монумента, разработанный скульптором Андреем Николаевичем Ковальчуком, пришелся по душе подавляющему большинству ученых Российской академии наук, которые с ним ознакомились. Образ академика Келдыша, смотрящего в небо, замечателен. Когда-то у Роскосмоса был хороший лозунг “Подними голову!”. Поднимите голову, посмотрите на звезды, на солнца и планеты. Наука — это не только важно и нужно, но еще и красиво, и интересно, и романтично», — отметил научный руководитель Института космических исследований РАН академик Лев Матвеевич Зеленый на презентации проекта памятника.

Директор ИКИ РАН член-корреспондент РАН Анатолий Алексеевич Петрукович

Фото: Ольга Мерзлякова / Научная Россия

Одновременно с презентацией на площади Академика Келдыша была открыта тематическая фотовыставка. Она наглядно продемонстрировала, что юго-запад Москвы — центр науки и образования столицы, ведь там сосредоточено 188 образовательных и исследовательских учреждений, включая 14 крупнейших научных и промышленных объединений, среди которых множество институтов, занимающихся космосом. Отдельное внимание на фотовыставке было уделено 38 улицам юго-западных районов, названным в честь выдающихся российских ученых. О каждом из них было рассказано на соответствующем информационном стенде.

«Мы работаем на этой территории десятки лет и всегда хотели, чтобы на месте этого сквера было нечто знаменательное, символизирующее роль юго-запада Москвы в науке. Мечты все же становятся явью. Тысячи ученых и жителей округа высказались в поддержку строительства памятника, было принято положительное решение муниципального совета округа Коньково», — сообщил директор ИКИ РАН член-корреспондент РАН Анатолий Алексеевич Петрукович.

На торжественной презентации была перерезана красная лента

Фото: Ольга Мерзлякова / Научная Россия

Место, на котором в будущем будет стоять памятник, также станет отправной точкой нового познавательного маршрута по столице. «Космический диаметр» стартует на площади Академика Келдыша, выдающегося математика, соратника С.П. Королева, главного теоретика отечественной космонавтики. Далее маршрут проходит через станции метро «Воронцовская» и «Калужская», в оформлении которых есть космические мотивы, переходит в Калужское шоссе, ведущее в один из самых «космических» городов России и, наконец, добирается до памятника Юрию Гагарину, а потом — к монументу «Покорителям космоса». А уже за пределами Москвы — в город Королев, центр космической промышленности.

«Проект памятника стал возможен благодаря тому, что за последние годы совпало несколько важных вещей. Во-первых, президент РАН Геннадий Яковлевич Красников поддержал идею, благодаря чему мэрия Москвы отозвалась о проекте положительно. Во-вторых, ПАО “Группа ЛСР”, с которой мы давно сотрудничаем, начала застройку этого района, фактически “центра тяжести” новой Москвы, и они также согласились поддержать строительство монумента финансово, за что мы им очень благодарны», — объяснил корреспонденту «Научной России» академик Лев Матвеевич Зеленый.

Л.М. Зеленый на презентации проекта памятника Келдышу

Фото: Ольга Мерзлякова / Научная Россия

«Этот монумент станет серьезным, красивым и ярким элементом окружения, который будет как памятником самому Келдышу, так и вообще всей романтике освоения космоса и могуществу науке. Мы постараемся это показать, ведь в одном этом человеке очень многое воплотилось, он  символ всего того лучшего, что было сделано в нашей стране в космической отрасли во времена его научной деятельности», — подвел итог Лев Матвеевич Зеленый.