Джоэл Брей (Joel Bray) из университета штата Аризона (США) и его коллеги установили, что самцы шимпанзе, пользующиеся покровительством вожака группы, были более успешными при спаривании с самками. Дружба с альфа-самцом, таким образом, имеет эволюционное значение, позволяя эффективнее транслировать свои гены следующим поколениям. Об исследовании рассказывает пресс-релиз университета Аризоны.

Альфа-самцы шимпанзе имеют несравнимо большую долю сексуальных контактов с самками в своей группе, по сравнению с другими самцами. Тем не менее, они не обладают абсолютным контролем над процессом спаривания. Это связано с вариативными сексуальными предпочтениями самок и наличием других самцов. Новое исследование подтвердило этот вывод, вместе с тем ученые нашли доказательства в пользу другого объяснения того, почему вожаки шимпанзе не полностью монополизируют спаривание. «Альфа-самцы могут уступить вязку подчиненным в обмен на услуги, такие как поддержка в боях против других самцов», — сказал Джоэл Брей.

Подчиненные самцы могут извлечь выгоду в краткосрочной перспективе, получая шанс произвести потомство, в то время как альфа-самцы получают долгосрочные выгоды, оставаясь на вершине иерархии при поддержке приближенных. Ученые говорят, что таким образом, здесь наблюдается беспроигрышный социальный обмен.

Работа проведена совместно с Иеном Гилби (Ian Gilby), научным сотрудником Института происхождения человека и доцентом в Школе эволюции человека и социальных изменений (США). Он — содиректор базы данных «Шимпанзе Гомби», в которой собраны сведения об динамике численности и поведении шимпанзе, живущих в Национальном парке Гомбе в Танзании. Иен Гилби изучал местную популяцию с 1970 по 1997 гг.

Авторы проанализировали несколько тысяч эпизодов спаривания, имевших место в течение 36 лет во время «правления» восьми вожаков, каждый из которых обычно занимает доминирующее положение в группе восемь-девять лет. Этот набор данных — крупнейший в своем роде на сегодняшний день.

Исследователи обнаружили, что подчиненные самцы, которые дружат с альфа-самцом — более успешны в процессе спаривания с самками в присутствии вожака, поскольку он может проявлять лояльность к подобному поведению своих приближенных.

«Эти результаты очень интересны,— говорит Джоэл Брей, — потому что они демонстрируют одну потенциальную функцию социальных связей. Подчиненные самцы получают возможность успешно спариваться, даже если они не имеют высокого ранга, до тех пор, как они поддерживают дружеские отношения с главным шимпанзе».

Хотя это и не рассматриваются в настоящем исследовании, полученные результаты также согласуются с явлением краткосрочного обмена, когда альфа-самцы закрывают глаза на акты спаривания, совершаемые самцами, которые недавно оказали ему помощь.

На следующем этапе ученые хотят исследовать эти отношения более подробно. Насколько равномерно распределены социальные обмены? Проявляют ли альфа-самцы больше терпимости, если они недавно получили услугу со стороны самца низкого ранга? На эти и другие вопросы чрезвычайно интересно было бы получить ответы.

В конечном счете, это исследование показывает, что для того, чтобы быть успешным вожаком среди шимпанзе важно быть не только мускулистым, но и уметь дружить.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что высшие приматы, ровно как в и человек, способны понимать ложные убеждения других.

[Фото: Ian Gilby]