Ученые Медицинской школы Университета Вирджинии нашли важные ответы на вопросы об инсультах, инфарктах и сердечно-сосудистых заболеваниях, изучив биологический клей, который создается нашим организмом, чтобы защитить его от смертельных опасностей.

Исследователи под руководством Мете Цивелека хотели лучше понять факторы, влияющие на риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, таких как атеросклероз – затвердение артерий. Атеросклероз характеризуется образованием жировых бляшек в кровеносных сосудах. Когда бляшки появляются, организм строит над ними фиброзную оболочку, чтобы не дать им разорваться и вызвать инфаркты и инсульты.

Цивелек и его команда подумали, что строительные леса, которые организм возводит над бляшками, могут содержать важные подсказки, способные улучшить понимание сердечно-сосудистых заболеваний – основной причины смерти во всем мире. Применив умный подход, ученые смогли получить новые сведения, которые могут способствовать разработке спасительных методов лечения.

«Мы объединили результаты двадцати лет изучения генетики человека и уникальный ресурс гладкомышечных клеток – важного компонента артерий, в которых развиваются бляшки. Мы обнаружили, что наш генетический склад влияет на то, как гладкомышечные клетки выделяют белки, которые обеспечивают прочность бляшек и предотвращают их разрыв, вызывая инфаркты и инсульты», – говорит Цивелек, сотрудник факультета биомедицинской инженерии Университета UVA.

Чтобы построить защитный каркас для потенциально смертоносных бляшек, гладкомышечные клетки, выстилающие кровеносные сосуды, выделяют так называемый «внеклеточный матрикс» – волокнистый, похожий на клей материал, богатый белками. Ученые измерили содержание этих и связанных с ними белков в гладкомышечных клетках, собранных у 123 доноров, которым пересадили сердце. Затем исследователи провели обратную работу, определив гены, которые производят эти белки.

Это позволило определить 20 мест на хромосомах, где находятся гены, влияющие на производство критических белков. Это также помогло определить естественную вариацию генов, которая подвергает некоторых людей повышенному риску затвердевания артерий, а также выявить типы белков, способствующих сердечно-сосудистому риску. По словам исследователей из UVA, врачи смогут использовать новые знания для выявления пациентов, подверженных наибольшему риску того, что бляшки могут отделиться и вызвать инфаркт или инсульт.

Результаты работы, опубликованные в журнале Arteriosclerosis, Thrombosis, and Vascular Biology, также проливают свет на то, почему усилия гладкомышечных клеток иногда приносят пользу, а иногда – вред. По словам Цивелека, эта информация будет полезной для ученых, стремящихся разработать новые методы лечения атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний.

«Мы выявили белок LTBP1, который, по нашему мнению, играет важную роль в стабильности бляшек. Мы продолжим изучать, может ли этот белок стать полезной терапевтической мишенью, и надеемся, что в скором времени наши результаты будут использованы в лечении пациентов», – заключили специалисты.