0 комментариев 1003

В этот день родился Дарвин

12 февраля 2020 года исполняется 211 лет со дня рождения Чарльза Дарвина. О сторонниках и противниках Теории эволюции — в нашем материале

12 февраля 2020 года исполняется 211 лет со дня рождения Чарльза Дарвина. Будущий ученый родился в семье врача дворянского происхождения, в небольшом городке Шрусбери в английском графстве Шропшир. Увлекаться естественными науками Дарвин начал еще со школьной скамьи: любил собирать и изучать растения, минералы, с удовольствием возился с насекомыми, птицами, читал книги по естествознанию.

Теория эволюции Дарвина — одно из важнейших открытий всех времен. Свой главный труд ученый впервые опубликовал в 1859 году под названием "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", позже название было изменено на "Происхождение видов". Еще позднее, в 1871-м году, вышла его книга "Происхождение человека и половой отбор", где Дарвин собрал убедительные (сравнительно-анатомические, физиологические, палеонтологические, эмбриологические) данные, подтверждающие генетическое родство человека и антропоидных обезьян.

Общество XIX века оказалась не готовым к столь радикальным идеям и подвергло критике многие из них. В спор вступали и богословы, и сами ученые, учителя, преподаватели и многие другие. Позднее волна протеста докатилась и до США, где некоторые  школьные округа настаивали на том, чтобы присвоить теории  разумного замысла в учебниках статус, равный теории эволюции. Споры не утихали даже спустя столетие. Так, в американском штате Теннесси проходил знаменитый Обезьяний процесс. Суд требовал наказания для школьного учителя Джона Скоупса, который, вопреки официальному запрету властей штата, преподавал детям теорию Дарвина. Ход этого судебного процесса блестяще показан в художественном фильме "Пожнешь бурю" (1960 год), где можно услышать интересные доводы за и против теории эволюции.

«Несколько месяцев назад я видел натуралиста; я сказал ему, что читал его «Происхождение видов» и другие сочинения и что он никоим образом не убедил меня в том, будто люди произошли от обезьян, но гораздо более преуспел убедить меня, что он и его так называемые научные собратья весьма близко привели современное поколение англичан к обезьянам. Прекрасный человек этот Дарвин и с добрыми намерениями, но с очень слабым интеллектом», — писал в 1876 году английский публицист, историк и философ Томас Карлейль.

Неготовность людей принимать новые фундаментальные идеи всегда была камнем преткновения для ученых, которые мыслили шире и прогрессивнее, чем большинство их современников. Можно вспомнить Дмитрия Менделеева, который также в XIX веке пытался доказать правильность своего Периодического закона. Для этого ему потребовалось предположить, что атомные массы у ряда химических элементов ранее были вычислены неверно. Многие именитые ученые тогда восприняли эту новость в штыки, они и подумать не могли, что можно вот так запросто взять и изменить привычные значения атомных масс. Хорошо, что Дмитрию Менделееву, как и Чарльзу Дарвину, хватило духа отстоять свои идеи.

«Главным моим наслаждением и единственным занятием в течение всей жизни была научная работа, и возбуждение, вызываемое ею, позволяет мне на время забывать или совсем устраняет моё постоянное дурное самочувствие»

Гораздо позднее, с развитием технологий, Теория эволюции нашла всеобъемлющее подтверждение благодаря многим наукам: палеонтологии, генетике, современной антропологии и другим. На идеи Дарвина при его жизни повлияла геология. Ученый был знаком с работами Чарльза Лайеля – основоположника современной геологии, чьи труды поначалу тоже воспринимали с большой долей скепсиса. Благодаря Лайелю, который утверждал, что Земля намного старее, чем все думают, Дарвину хватило смелости предположить, что все виды развивались миллиарды лет.

Прошло уже полтора столетия, но споры вокруг теории эволюции до сих пор не утихают. За это время она успела обрасти множеством мифов. О том, например, что Дарвин в конце жизни отрекся от своей теории, или о том, что человеку генетически ближе свиньи и мы произошли именно от них. Российские антропологи выделили 13 основных мифов о теории эволюции и развенчали их в своей статье.

Несомненно, всемирную славу Дарвину принесла именно теория эволюции. Но ученый в течение жизни совершил немало других научных прорывов. В ходе пятилетней экспедиции "Бигль" Дарвин совершил несколько ключевых открытий, касающихся геологии Южной Америки, происхождения коралловых рифов и вулканических островов, обнаружил целый ряд незнакомых науке того времени ископаемых существ. Именно Чарльз Дарвин впервые описал многих южноамериканских и островных животных, в их числе грызунов и хищных птиц, черепах, вьюрков, галапагосских ящериц и других. Кроме того, в течение своего путешествия ученый собрал обширный материал, который помог ему в понимании происхождения видов.

5 фактов о Чарльзе Дарвине:

1. Ученый был женат на своей кузине Эмме Веджвуд, у них было десять детей, трое из которых умерли в детстве.

2. Именем Дарвина названа Слоновая черепаха с Галапагосских островов (Geochelone elephantopus darvini), а также вьюрки (Галапагосские или Дарвиновские вьюрки), бесхвостое земноводное семейства ринодерм (Rhinoderma darwini) и ряд других животных и растений.

3. У Чарльза Дарвина не было биологического образования, он был натуралистом-самоучкой. Учился на медика и на священника по настоянию отца.

4. На протяжении второй половины жизни ученый сильно болел. Ему было поставлено более 40 разных диагнозов, включая волчанку, экзему, болезнь Крона, болезнь Шагаса и другие. Врачи того времени долго не могли определиться, чем же конкретно болен Дарвин. Исследования последних лет говорят, что ученый мог получить болезнь Лайма из-за укуса клеща. Умер от сердечной недостаточности в 1882 году.

5. Чарльз Дарвин похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с Исааком Ньютоном.

Чарльз Дарвин (12.02.1809-19.04.1882) выдающийся натуралист, впервые обосновавший идею о том, что все виды живых организмов, включая людей, эволюционируют со временем и происходят от общих предков.

Фотографии / рисунки в материале: https://www.ferra.ru, http://islam.ru, https://zen.yandex.ru (Канал Кратко о личности)