Исследователи обнаружили в кожаной сумке среди ритуальных предметов галлюциногенные вещества южноамериканских шаманов, которые жили в Андах около 1000 лет назад, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Proceedings of the National Academy of Sciences

Один артефакт в мешочке, сшитом из трех рыжих лисьих морд, содержит химические следы пяти изменяющих сознание веществ, полученных как минимум из трех растений, говорят биоархеолог Мелани Миллер из Университета Отаго в Данидине (Новая Зеландия) и ее коллеги по работе. Химические остатки включают два основных ингредиента аяхуаски - вызывающей видения смеси, которая до сих пор используется специалистами по ритуалам в местных общинах Южной Америки. Кроме того, обнаружены следы листьев кокаина.

Исследователи нашли древний ритуальный сверток в боливийском каменном убежище под названием Куэва-дель-Чилено. Наряду с лисьим мешочком в кожаной сумке находились две резные деревянные таблички, используемые для нюхания порошкообразных веществ, резная трубка для нюхательного табака, пара лопаток из кости ламы, плетеная лента, похожая на повязку, и два высушенных растительных фрагмента, привязанных к шерстяным и волокнистым нитям.

Исследователи утверждают, что предметы в сумке демонстрируют влияние древнего андского общества под названием Тиуанак. Как и во многих древних андских и амазонских культурах, шаманы Тиуанако входили в измененные психические и физические состояния, чтобы общаться с почитаемыми предками и сверхъестественными существами.

По крайней мере, тысячу лет назад андские шаманы, вероятно, приобрели растения, необходимые для производства аяхуаски, в виде напитка или порошка через торговые сети или в своих путешествиях, - считают ученые. На боливийском участке не было найдено человеческих останков или прямых доказательств использования аяхуаски.