В далекой галактике нашли почти голую черную дыру

Объект B3 1715+425 — все, что осталось от небольшой галактики, которую угораздило попасться в сферу влияния большой галактики.

Ученые из Национальной радиоастрономической обсерватории (США) с помощью суперточного радиоинтерферометра Антенная решетка со сверхдлинными базами (VLBA) обнаружили остатки галактики, в том числе небольшую супермассивную черную дыру (звучит забавно, конечно), которые движутся через большую галактику со скоростью почти 3 млн м/с. О своем открытии они сообщили в Astrophysical Journal, пишет пресс-служба обсерватории.

Ученые сделали снимки 1200 галактик с помощью VLBA по программе изучения супермассивных черных дыр, которые в миллионы и миллиарды раз массивнее нашего Солнца. «Мы искали пары супермассивных черных дыр со смещением от центра галактики, что доказывает их слияние в прошлом. Вместо этого мы нашли эти черную дыру, убегающую от большой галактики и оставляющей после себя дорожку мусора», — приводит пресс-служба слова Джеймса Кондона (James Condon) из Национальной радиоастрономичской обсерватории.

Почти во всех отснятых галактиках супермассивные черные дыры располагались в центре. Но один объект в кластере галактик ZwCl 8193, расположенном в более чем двух млрд световых лет от Земли, выбивался из схемы. Этот объект называется B3 1715+425 и представляет собой супермассивную черную дыру, окруженную галактикой более мелкой и тусклой, чем ожидалось. Объект быстро убегает от ядра своего более массивного партнера, оставляя за собой ионизированный газ. Астрономы предположили, что эта черная дыра — все, что осталось от небольшой галактики, которая была захвачена большой галактикой. Остатки галактики потеряли много массы и перестали образовывать новые звезды.

Ученые предположили, что миллионы лет назад большая галактика захватила меньшую и «ободрали» ее почти ото всех звезд и газа. Осталось только черная дыра и мелкие галактические остатки примерно в 3000 световых лет в длину. Для сравнения, длина нашего Млечного пути составляет примерно 100 тысяч световых лет.

антенная решетка со сверхдлинными базами черные дыры