Сегодня, 23 декабря, команда "Научной России" и представители других СМИ во время пресс-тура в Черноголовку в честь 75-летия выдающегося человека и физика, академика РАН, бывшего президента РАН Владимира Евгеньевича Фортова посетила место, где он провёл 15 лет своей жизни - Институт проблем химической физики РАН, где он был главным научным сотрудником лаборатории теплофизики плотной плазмы. Владимир Евгеньевич с особым интересом проводил эксперименты со взрывами, такие эксперименты проходят и сейчас.

Значимость "взрывных" экспериментов трудно оценить в денежном эквиваленте, но они очень значимы для всей цивилизации: «Например, если к нам прилетит астероид, 10 км в диаметре, со скоростью 40 км в секунду, о котором мы ничего можем не знать, он уничтожит нашу цивилизацию. Но для того, чтобы справиться с этим астероидом, нам нужно знать, какое давление в нём будет, если мы применим к нему какой-то метод, развалим ли мы его на куски, уведём ли мы его с орбиты?», - говорит профессор, доктор физико-математических наук Игорь Владимирович Ломоносов, исполняющий обязанности директора Института проблем химической физики РАН.

Для проведения подобного рода экспериментов требуются специальные помещения, яркий пример - купол для проведения взрывных работ в Институте проблем химической физики РАН. В нём с использованием химической энергии взрывчатых веществ можно изучить различные процессы и свойства веществ при высоких давлениях и температурах.

Сегодня журналистам показали эксперимент с ударной волной, которая разогнала алюминиевую пластину до скорости 1,5 км в секунду, что примерно в 1,5 раза быстрее, чем скорость, с которой вылетает пуля из автомата Калашникова или в 5 раз быстрее скорости обычного пассажирского самолёта. Во время взрыва регистрировали движение свободной поверхности двумя различными датчиками. Одновременно измерялась и электропроводность. Взрывной заряд небольшой - 150 г гексогена, этого достаточно, чтобы изучить невысокие скорости метания, когда давление где-то 50 тыс. атмосфер и ниже. В сферу научного интереса Института входят не только такие "небольшие" эксперименты, но и намного более мощные, в ходе которых можно повторить высокие температуры, большое давление и другие условия, сравнимые с первыми часами формирования Вселенной или глубинами Солнца.

Материал подготовлен при поддержке Министерства науки и высшего образования и Российской академии наук.