Социологи из университета Огайо (США), под руководством ассистента-профессора Лорен Джонс (Lauren Jones) выяснили, что ужесточение законов о детских автокреслах на самом деле не повышает существенно безопасность для детей. Статью об этом, опубликованную в журнале Journal of Policy Analysis and Management, пересказывает пресс-релиз Университета Огайо.

На протяжении последних десятилетий законы о детских автокреслах в США ужесточаются. Во-первых, законодатели увеличивают возраст детей, для которых они в обязательном порядке требуются: если в 1980-90-х годах он составлял в разных штатах в среднем 2-3 года, то теперь — в среднем 6 лет. Во-вторых, растут и суммы штрафов за нарушение этих законов: в 2016 году они дошли до $600.

Наконец, в-третьих, меняются требования к расположению кресел — сначала их можно было расположить рядом с водителем, на переднем сиденье, потом только на заднем, а теперь на заднем и непременно спиной к направлению движения. Это последнее правило, хотя и не имеет отношения к данному исследованию, имеет отдельные последствия,— детей стали чаще забывать в машине.

Джонс с коллегами подробно проанализировали данные по разным штатам и выяснили, что ужесточение законов действительно привело к росту доли детей в возрасте 7 лет и младше, которых родители водят в детских креслах — с 17% до 27-50% (в зависимости от штата). Однако на самом деле эффект это дало очень скромный: по самым оптимистичным оценкам, в результате в тяжелых ДТП стало выживать в год всего на 39 детей больше.

В чем же причина? Дело в том, что беспечные родители продолжают относиться к ужесточившимся законам формально, не пристегивая своих детей к креслам ремнями.

«Результаты нашего исследования позволяют предположить, что родители, по-настоящему озабоченные безопасностью своего ребенка, и так будут проявлять осторожность, в то время как на других ужесточение законов не оказывает особого эффекта», — резюмировала профессор Джонс.