Материалы портала «Научная Россия»

Мотивация студентов: с самого начала — практика на реальных задачах

Мотивация студентов: с самого начала — практика на реальных задачах
Подведены итоги десятилетнего эксперимента, проводившегося в одной сети американских университетов.

Исследование, проведенное группой ученых под руководством Эрин Долан (Erin Dolan) из Университета Техаса в Остине (США), показало, что решение реальных практических задач с первого года обучения положительно сказывается на мотивации студентов технических и естественных факультетов. Пересмотр вузовских программ в этом аспекте мог бы повысить шансы учащихся на завершение обучения и получения академических степеней. О результатах работы рассказывается в пресс-релизе университета.

Программа Freshman Research Initiative («Исследовательская инициатива первокурсника», далее — FRS) стартовала в этом вузе десять лет назад. Обучение по техническим и естественнонаучным направлениям в нем существенно отличается от традиционных вузовских программ. Большую часть времени студенты первого и второго курсов проводят здесь в научно-исследовательских лабораториях. Как показывают результаты эксперимента, увеличение доли практических занятий повышает успеваемость студентов бакалавриата с 66% до 83%, а числа студентов, получающих по окончании степень STEM, — с 71% до 94%. «[После окончания] они продолжают делать интересные вещи, работают в области медицины и промышленности и даже основывают свои собственные компании», — сказала Эрин Долан.

Эти результаты вычислены по данным проекта FRS — Эрин Долан и ее коллеги проанализировали данные более чем четырех тыс. студентов вузов по всей стране. Они тщательно подбирали информацию, чтобы в выборке были представлены и учащиеся, которые не учились по программе FRS, но были так или иначе сопоставимы со своими сверстниками, с точки зрения социально-экономического происхождения, пола, расы, этнической принадлежности, оценок, полученных на основе стандартизированных тестов и других факторов.

Установлено, что введение курсов, на которых студенты с первого же года обучения привлекаются к решению исследовательских задач, связанных с реальными проблемами, способно существенно повысить их мотивацию. Авторы работы сообщают, что в результате подобных коррективных мер можно добиться повышения эффективности обучения практически на 25%. «Это реальное решение для устранения дефицита специализированных кадров, который мы ожидаем в течение следующего десятилетия», — сказала Долан.

Как показывает статистика, из общего числа студентов, обучающихся сегодня по программам технических наук (STEM) в США, менее 40% завершает обучение и получает соответствующую квалификацию. Между тем в стране ощущается нехватка специалистов в этой области, и судя по всему, в ближайшее время она будет только возрастать.

К слову, еще пять техасских вузов повторили опыт Университета Техаса в Остине. Студенты с первого года обучения имеют возможность выбирать из 25 направлений, посвященных различным областям естественных и точных наук, а также информатики. Например, учащиеся под руководством исследователей-наставников участвуют в проекте по разработке вакцины против вируса Зика, программируют роботизированные автономные системы, ищут оптимальные варианты производства биотоплива.

Ранее портал Научная Россия писал также о другом эксперименте, показавшем, что в отношении учебы система наказаний иногда работает лучше, чем поощрения.

мотивация практика проект freshman research initiative студенты технические науки

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.