Начавшийся год назад карантин из-за распространения новой вирусной инфекции COVID-19 способствовал сокращению количества автотранспорта на дорогах столицы. Как следствие – снижению уровня концентрации основных загрязняющих веществ в атмосфере в период ограничительных мер на 30-50%. При этом ученые обнаружили важную особенность – различие воздействия снижения экономической активности на содержание разных атмосферных загрязнителей вблизи автотрасс и в жилых кварталах города. Результаты исследования коллектива авторов опубликованы (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44367188) в журнале «Доклады Российской академии наук. Науки о Земле».
«Для больших городов автомобили – главный источник загрязнения
воздуха, при этом почти 2/3 от всех выбросов принадлежат оксиду
углерода – продукту неполного сгорания топлива, а его
концентрация зависит от конфигурации дорожной сети, интенсивности
движения и погодных условий, – говорит один из авторов
исследования, заведующий лабораторией климатологии Института
географии РАН Владимир Семенов. – Искусственное и существенное
сокращение автотранспортного потока во время локдауна позволило
нам оценить влияние этого фактора на качество воздуха в
Москве».
По словам ученых, были выявлены трудности учета погодных условий
для интерпретации очищения городского воздуха во время карантина
и сравнения данных наблюдений в весенние сезоны разных лет.
«Начало карантина совпало с существенными изменениями погодных
условий: падение атмосферного давления и усиление силы ветра
способствовало выносу загрязняющих веществ из города и снижению
их концентрации, что происходило одновременно со снижением
выбросов из-за сокращения количества автомобилей, – говорит
Владимир Семенов. – Обнаруженные разницы изменений концентрации в
жилых кварталах и вблизи автотрасс, возможно, являются
индикатором, который свидетельствует о факторе транспортного
потока, в отличие от фактора метеорологических условий. Эта
гипотеза требует дальнейших исследований».
Анализ изменений содержания атмосферных загрязняющих веществ в
условиях резкого снижения экономической активности может
способствовать усовершенствованию методов оценки вклада различных
источников в загрязнение атмосферного воздуха и влияние
уменьшения транспортных потоков на качество воздуха. Результаты
текущего исследования могут быть использованы для планирования
«зеленого» развития городского хозяйства и экологического
«оздоровления» промышленных предприятий.
Гинзбург А.С., Семенов В.А., Семутникова Е.Г., Алешина М.А.,
Захарова П.В., Лезина Е.А. Влияние ограничений, обусловленных
COVID-19, на качество воздуха в Москве // Доклады Российской
академии наук. Науки о Земле. Т. 495, № 1, 2020. С. 74–79.
Информация и фото предоставлены пресс-службой Института
географии РАН