Начавшийся год назад карантин из-за распространения новой вирусной инфекции COVID-19 способствовал сокращению количества автотранспорта на дорогах столицы. Как следствие – снижению уровня концентрации основных загрязняющих веществ в атмосфере в период ограничительных мер на 30-50%. При этом ученые обнаружили важную особенность – различие воздействия снижения экономической активности на содержание разных атмосферных загрязнителей вблизи автотрасс и в жилых кварталах города. Результаты исследования коллектива авторов опубликованы (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44367188) в журнале «Доклады Российской академии наук. Науки о Земле».

Ход концентраций CO весной 2020 года для станций вблизи автомагистралей (красные линии) и в жилых районах (зеленые линии) в период март-апрель 2020 года. Серым цветом показана динамика пассажиропотока личного транспорта (млн чел./сут.)

Ход концентраций CO весной 2020 года для станций вблизи автомагистралей (красные линии) и в жилых районах (зеленые линии) в период март-апрель 2020 года. Серым цветом показана динамика пассажиропотока личного транспорта (млн чел./сут.)

 

«Для больших городов автомобили – главный источник загрязнения воздуха, при этом почти 2/3 от всех выбросов принадлежат оксиду углерода – продукту неполного сгорания топлива, а его концентрация зависит от конфигурации дорожной сети, интенсивности движения и погодных условий, – говорит один из авторов исследования, заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН Владимир Семенов. – Искусственное и существенное сокращение автотранспортного потока во время локдауна позволило нам оценить влияние этого фактора на качество воздуха в Москве».
По словам ученых, были выявлены трудности учета погодных условий для интерпретации очищения городского воздуха во время карантина и сравнения данных наблюдений в весенние сезоны разных лет. «Начало карантина совпало с существенными изменениями погодных условий: падение атмосферного давления и усиление силы ветра способствовало выносу загрязняющих веществ из города и снижению их концентрации, что происходило одновременно со снижением выбросов из-за сокращения количества автомобилей, – говорит Владимир Семенов. – Обнаруженные разницы изменений концентрации в жилых кварталах и вблизи автотрасс, возможно, являются индикатором, который свидетельствует о факторе транспортного потока, в отличие от фактора метеорологических условий. Эта гипотеза требует дальнейших исследований».
Анализ изменений содержания атмосферных загрязняющих веществ в условиях резкого снижения экономической активности может способствовать усовершенствованию методов оценки вклада различных источников в загрязнение атмосферного воздуха и влияние уменьшения транспортных потоков на качество воздуха. Результаты текущего исследования могут быть использованы для планирования «зеленого» развития городского хозяйства и экологического «оздоровления» промышленных предприятий.
Гинзбург А.С., Семенов В.А., Семутникова Е.Г., Алешина М.А., Захарова П.В., Лезина Е.А. Влияние ограничений, обусловленных COVID-19, на качество воздуха в Москве // Доклады Российской академии наук. Науки о Земле. Т. 495, № 1, 2020. С. 74–79.


Информация и фото предоставлены пресс-службой Института географии РАН